
Стриминговый сервис Apple TV+ в феврале преподнёс подписчикам сюрприз - и показал фантастический фильм «Ущелье» (The Gorge), лихо балансирующий на стыке совершенно разных жанров. И пускай до премьеры мало кто понимал, что на самом деле снял режиссёр Скотт Дерриксон, в итоге онлайн-кинотеатр получил свой самый яркий, популярный и востребованный эксклюзив.
Двое лучших снайперов планеты получают странное задание: вместе им предстоит сторожить загадочное ущелье на вышках, расположенных по обе стороны разлома. Никто не рассказывает им об истинной цели миссии, но зато руководство запрещает устанавливать любые контакты друг с другом. Но когда агенты узнают, что за ужасы на самом деле скрываются на дне разлома, им придётся сделать всё возможное, чтобы спасти человечество и друг друга от гибели...
Слухи о том, что Скотт Дерриксон работает над чем-то очень странным и неформатным, поползли ещё много лет назад. Но любые намёки инсайдеров на то, что известный режиссёр снимает то ли мелодраму, то ли романтическую комедию, казались нелепым розыгрышем. Серьёзно? Человек, разругавшийся с Marvel Studios из-за отсутствия творческой свободы и сделавший выбор в пользу независимости и экспериментов, на деньги стримингового сервиса Apple TV+ снимает какую-то попсу для домохозяек?
Но правда оказалась куда причудливее, чем можно было подумать.
Да, Скотт Дерриксон действительно снял для яблочного онлайн-кинотеатра лавстори. Но насквозь экспериментальную и безумную.
Зачем вообще смотреть «Ущелье», спросите вы? Что такого особенного придумал сценарист Зак Дин, приложивший руку к добротному фантастическому боевику «Война будущего» (The Tomorrow War), и воплотил на экране Дерриксон?
Ну, могу выделить как минимум три веские причины, зачем и почему.
Во-первых, на выходе мы получили смелое, практически экспериментальное, но при этом высокобюджетное и коммерческое кино. Кто бы что ни говорил, но «Ущелье» умеет удивлять - хотя бы потому, что легко и непринуждённого переключается между самыми разными, абсолютно непохожими жанрами. Ждали ненавязчивую романтическую комедию? Значит, получите. Как насчёт мелодрамы? А что скажете про милитари-боевик с намёками на социальную драму? Ну, и без фантастики не обойдётся, конечно. А также без неожиданного вторжения в экранное пространство натурального бодихоррора.
И несмотря на недоразумение в видео подросткового возрастного рейтинга PG-13, Скотт Дерриксон отважно показывает в фильме то, чего вы никогда не встретите в «схожих» проектах.
Во-вторых, несмотря на весь жанровый винегрет, «Ущелье» не разваливается на какие-то отдельные сюжетные линии и слабосвязанные эпизоды. Нет, перед нами именно пёстрое и необычное, но цельное произведение. И ценно именно то, как легко и непринуждённо жонглирует темами и жанрами сам постановщик.
И в-третьих, пускай перед нами номинально (но, может, и нет - тут уж зависит от восприятия) апокалиптический фантастический хоррор, кино не пытается погрузить зрителей в беспросветную депрессию или тоску. Наоборот, «Ущелье» на протяжении всех двух часов только и делает, что старательно заряжает зрителей оптимизмом и верой в будущее.
Хотя если отбросить всю лирику, можно прорекламировать «Ущелье» гораздо проще. За свою режиссёрскую карьеру Скотт Дерриксон снял множество фильмов - включая культовые уже хорроры «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose), «Синистер» (Sinister) и «Чёрный телефон» (The Black Phone), которые принято вспоминать в приличном обществе при всяком удобном случае. И именно Дерриксон каким-то чудом снял куда более внятную и продуманную (а также «зрительскую») версию фантастического триллера «Аннигиляция» (Annihilation).
Если опустить лишние детали, то во время просмотра действительно может возникнуть ощущение, что перед нами крайне вольный пересказ «Аннигиляции» - причём не только фильма Алекса Гарленда, но и книжной трилогии Джеффа Вандермеера. Параллели буквально напрашиваются.
Судите сами. Специалисты крайне узкого профиля сталкивается с чем-то загадочным, совершенно непонятным и необъяснимым - и в итоге погружаются в пугающий искажённый мир с головой. И в процессе сталкиваются с чем-то таким, что невозможно описать простыми словами.
Вот только в отличие и от меланхоличной экранизации Гарленда, и от романов Вандермеера, «Ущелье» не пытается запутать аудиторию и от начала и до конца остаётся во всех смыслах понятным произведением. И пускай во время пугающего приключения главные герои - снайперы Ливай и Драса - постоянно задаются вопросами, со временем они всё же получают на них внятные ответы. А любая иносказательность постепенно уходит на задний план, пока не растворяется вовсе.
Правда, если вам совсем лень вникать, то держите такую гипотезу: Скотт Дерриксон просто снял идеальную пародию на весь поджанр романтических комедий и слезливых мелодрам, большинство из которых похожи до безобразия. А монстров и жаркие перестрелки добавил для пущего контраста.
Но в любом случае «Ущелье» - не просто хорошее, а выдающееся кино. И даже если вы довольно прохладно относитесь к любым мультижанровым произведениям, посмотреть фантастический романтический экшен-хоррор Скотта Дерриксона стоит хотя бы ради на редкость удачного экранного дуэта Майлза Теллера и Ани Тейлор-Джой. Ну, и поклонники альтернативной истории тоже получат пищу для размышлений, если внимательно будут слушать диалоги главных героев.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена