Хэллоуин и правда к нам приходит. Стриминговый сервис MUBI наконец-то выпустил фантастический бодихоррор «Субстанция» (The Substance), изрядно нашумевший в ограниченном театральном прокате. Но стоит ли приобщаться к странному и нестандартному фильму ужасов Корали Фаржа, напугавшему даже бывалых критиков и зрителей?
Элизабет Спаркл - популярная ведущая собственного телешоу про аэробику. Но в день её пятидесятилетия продюсер увольняет Элизабет. И когда морально опустошенная женщина возвращается домой, судьба даёт ей второй шанс: сотрудники загадочной исследовательской лаборатории предлагают участие в секретном эксперименте. Благодаря неведомой «субстанции» Элизабет буквально станет лучшей версией себя - молодой, красивой и совершенной. И практически без побочных эффектов.
Возможно, самые главные зануды обязательно найдут что покритиковать в «Субстанции». При большом желании в хорроре действительно можно отыскать сюжетные дыры. Ну, всегда можно уцепиться за отдельные алогичные вещицы. В крайнем случае - посетовать, что режиссёр и сценарист в одном лице не потрудилась дать подробное объяснение (а лучше - развёрнутое научное обоснование) всем телесным ужасам, происходящим на экране на протяжении почти двух с половиной часов...
Но знаете что? Всё это абсолютно не важно.
Феномен фильма «Субстанция» заключается не в каких-то отдельных художественных элементах. И не в попытках возвести оригинальность в абсолют и низвергнуть бесчисленные жанровые клише и штампы в бездонную бездну забвения. Хотя, справедливости ради, в хорроре присутствует и первое, и второе: кино не только очень круто и дерзко снято. но и постоянно удивляет зрителей невообразимой дичью, выходящей за все грани разумного.
Нет, важное отличие «Субстанции» от всевозможных конкурентов и предшественников заключается в совершенно бешеной и безумной энергии, которую постановщица Корали Фаржа без устали извергает на шокированных и оцепеневших зрителей.
Возможно, кому-то «Субстанция» покажется наглой, насквозь хулиганской выходкой - плевком в лицо студийной традиции и вкусу серой обезличенной массы потребителей. Своеобразной чёрной комедией и насмешкой над обществом, зажатым в тесные тиски привычного и стандартного. А также издёвкой над обывателем, вынужденным соответствовать ожиданиям незнакомых и совершенно посторонних людей.
Другие скажут, что работа Корали Фаржа - это одновременно и социальная сатира, и увесистый пинок индустрии красоты, вынуждающей простых смертных тратить миллиарды на бесплодные попытки спастись от приближающейся старости.
Как вы уже догадались, правы будут и те, и другие.
Правы будут также зрители, решившие, что «Субстанция» - это ещё и отчасти драма об одиночестве. Преимущественно грустная, порой - беспросветно мрачная. И то, с каким неистовством Деми Мур отыгрывает свою роль, наводит на вполне конкретную мысль о том, что эта тема актрисе как минимум близка.
Можно долго копаться во внутренностях бодихоррора и жонглировать заложенными в него смыслами... Но суть лежит на поверхности: «Субстанция» - это фильм сразу обо всём на свете. И наверняка каждый зритель, нашедший в себе смелость нырнуть в глубины ужаса, с удивлением обнаружит в ленте близкие и знакомые мотивы.
Да чего там, творение Корали Фаржа можно даже рассматривать как очередной пересказ классического сюжета о конфликте отцов и детей. В данном случае - «матери» и «дочери».
И именно эта универсальность делает «Субстанцию» исключительным кино - одновременно наивным и глупым, умным и продуманным до мелочей. Ну а для того, чтобы обилие тем с ходу не бросалось в глаза и не отпугивало неподготовленную публику, постановщица налила в хоррор сотни литров крови и добавила в него огромное количество совершенно чудовищных трансформаций. И в итоге и любители жести порадуются, и поклонники поломать голову над авторскими посланиями.
Ну а что касается исполнительниц главных ролей... Только ленивый ещё не написал, что Деми Мур исполнила одну из своих лучших ролей, если не лучшую. И с этим, конечно, невозможно спорить: то, что вытворяет известная актриса в кадре, иначе как подвигом не назвать. Но не стоит забывать и про Маргарет Куолли, которая подошла к решению творческой задачи со всем возможным рвением и прямо в кадре легко и непринуждённо переключается между совершенно разными настроениями.
Правда, если вы вдруг решите приобщиться к прекрасному, то учитывайте, что к специфическому чувству юмора создательницы «Субстанции» некоторое время придётся привыкать. Может даже показаться, что Корали Фаржа вообще не думала о зрителях, а творила всё, что душа желала. Кроме того, фильм ужасов неоднократно вас шокирует - до того момента, как проникнитесь его специфическим очарованием. Но совершенно точно не стоит пропускать кино - подобная феерия слишком редко появляется на свет.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена