Рецензия на фильм «Комната на первом этаже» («Гостиная»)

В конце сентября на домашнем видео вышел фильм ужасов «Комната на первом этаже» (The Front Room) - экранизация рассказа известной английской писательницы Сьюзен Хилл, написавшей также готический хоррор «Женщина в чёрном» (The Woman in Black). Но насколько действительно кошмарной вышла дебютная лента Братьев Эггерс, если критики и зрители не оставили от неё камня на камне?

Жизнь молодожёнов, ожидающих пополнения в семье, начинает рушиться. После того, как в дом переезжает приёмная мать мужа, в нём начинают происходить загадочные и необъяснимые события. И вскоре жена понимает, что свекровь - не просто злобная старуха...

Рецензия на фильм «Комната на первом этаже» («Гостиная») - 01

Никто с самого начала не понимал, чего стоит ждать от фильма ужасов «Комната на первом этаже». Когда кинокомпания A24 только анонсировала экранизацию рассказа Сьюзен Хилл (в оригинале - одноимённого, в переводах - «Гостиная» или «Передняя комната»), все знакомые с первоисточником поняли, что рассчитывать стоит разве что на очень вольный пересказ. А когда стало известно, что за дело взялись дебютанты - режиссёры и сценаристы Макс Эггерс и Сэм Эггерс (родные братья известного режиссёра и хоррор-визионера Роберта Эггерса), - вопросов стало ещё больше.

Когда появились трейлеры, все только и делали, что разводили руками. Довольно странные ролики не только не развеяли многочисленные сомнения жанровой публики, а только лишь вызвали новые.

В результате «Комната на первом этаже» вышла в атмосфере всеобщего недопонимания и полнейшего недоверия, закономерно собрала разгромную критику от профессиональных обозревателей (на старте хоррор успел прослыть одним из самых низкооценённых проектов за всю историю A24), а затем с треском провалилась в прокате, заработав всего 3.5 миллиона долларов.

Но чем на самом деле оказалось творение Братьев Эггерс? И пора ли им начинать посыпать голову пеплом и приносить извинения немногочисленным зрителям?

Рецензия на фильм «Комната на первом этаже» («Гостиная») - 02

На самом деле близкие родственники автора культовых хорроров «Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale) и «Маяк» (The Lighthouse) не стали играть в визионеров и пытаться прыгнуть выше головы. Макс Эггерс и Сэм Эггерс просто взяли - и сняли насквозь ироничный, а местами даже сатирический фильм ужасов.

Но не такой фильм ужасов, который пугает резкими звуками, кровожадными маньяками или выпрыгивающими из тёмных углов страхолюдинами. Нет, основа страха в «Комнате на первом этаже» оказалась максимально банальной и предсказуемой. На протяжении примерно полутора часов Эггерсы только и делают, что пугают зрителей такой абсолютно понятной вещью, как старость.

Не ждите от хоррора «Гостиная» (она же «Передняя комната») откровенной мистики - дальше пары-тройки заигрываний с потусторонним, да и то в формате ночных кошмаров или галлюцинаций, дело не пойдёт. Зато приготовьтесь к настоящей атаке «телесных» ужасов.

Если и проводить параллели, то «Комната на первом этаже» - это, скорее, изощрённый гибрид чёрной-пречёрной комедии и бодихоррора. В некоторых моментах авторы ленты делают всё, чтобы насмешить публику. А затем резко меняют тон повествования - и обрушивают на головы зрителей какие-нибудь шокирующие и/или отвратительные сцены.

Рецензия на фильм «Комната на первом этаже» («Гостиная») - 03

Но при этом нельзя сказать, что ритм хоррора как-то особенно страдает. Несмотря на то, что Братья Эггерс активно жонглируют сюжетными перипетиями и постоянно водят аудиторию за нос, основная тема всегда остаётся в центре истории. И «Комната на первом этаже» от начала и до конца пугает именно неизбежным старением и всеми сопутствующими проблемами. А редкие намёки на сверхъестественную природу происходящего так и остаются всего лишь редкими намёками.

Хотя в некотором смысле открытая концовка и допускает определённые интерпретации. Так что нельзя исключать того, что даже во время совместного просмотра разные люди увидят разные фильмы с разными акцентами.

И пускай хоррор «Комната на первом этаже» нельзя назвать ни выдающимся, ни обязательным к просмотру, игнорировать очередную самобытную новинку от A24 не стоит. Во-первых, у Братьев Эггерс хватило творческого запала на то, чтобы снять динамичное и чертовски атмосферное кино, пугающее самыми очевидными и приземлёнными вещами. А во-вторых, во время просмотра фильм ужасов наверняка произведёт неизгладимое впечатление. Пускай и не очень понятно - в хорошем или плохом смысле.

Post a Comment

Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена

Новые Старые