Недавно до стриминговых сервисов и онлайн-кинотеатров добрался фильм ужасов «Ночная смена» (Last Straw). И наверняка от режиссёра-дебютанта Алана Скотта Нила многие ожидали старательного следования традициям слэшеров. Но постановщик не просто снял ностальгическое кино в духе 80-х, но и постарался изменить привычные правила игры.
Официантка Нэнси остаётся работать в ночную смену в придорожной закусочной посреди захолустья. И дела вроде бы идут вполне неплохо - до тех пор, пока после череды хаотичных и даже нелепых событий в заведение не врывается банда отморозков в масках. Девушка не знает, чего от неё хотят преступники. Но ей в любом случае придётся собрать волю в кулак, чтобы дать налётчикам отпор...
Ну, и не могу не побухтеть для приличия. В оригинале хоррор называется, скорее, «Последняя капля» - и это название, безусловно, куда лучше работает на оригинальную идею. Но и «Ночная смена» вполне сносный вариант.
Казалось бы: ну кого в наше время можно удивить очередной страшилкой про одинокую официантку, застрявшую посреди ночи в закусочной и вынужденную отбиваться от банды кровожадных отморозков? Ответ напрашивается сам собой: абсолютно никого. Потому что подобную сюжетную схему в хоррорах использовали так часто и активно, что она давным-давно превратилась в нелепое клише.
Да, подобные фильмы действительно продолжают снимать. Иногда - по десятку в год. Порой в них слегка видоизменяется ситуация или контекст - например, в эпицентре кошмара оказывается не официантка, а сотрудница автозаправки, место группы больных на голову агрессивных болванов занимает один расчётливый серийный убийца, а действие переносится из придорожной забегаловки в мотель или минимаркет. Но суть всегда остаётся прежней: потенциальная жертва попадает в ловушку профессиональных хищников.
Впрочем, режиссёр Алан Скотт Нил и сценарист Тэйлор Сардони прекрасно понимали, что не смогут открыть Америку посреди, собственно, густонаселённой и уже обустроенной Америки. Поэтому они пошли от обратного: примерно в середине истории (точнее - после первого акта) кино делает резкий финт ушами - и нам показывают не только происходящее, но и всю подоплёку с совершенно другой точки зрения.
Подобный приём тоже нельзя назвать хоть сколько-нибудь свежим: всевозможные приквелы и спиноффы давно затёрли до дыр подобный сценарный приём. Но в конкретном случае всё работает как надо - и интрига продолжает набирать обороты.
Кроме того, с помощью прыжков по хронологии и смены фокуса стандартный жестокий фильм ужасов приобретает дополнительную глубину. И крен в сторону социальной драмы одновременно добавляет «Ночной смене» интересных деталей, но при этом не перегружает привычную формулу.
Да и вообще, ругать «Ночную смену» не за что. Алан Скотт Нил, похоже, сделал то, что изначально планировал: снял малобюджетное и очень камерное, но при этом живое и напряжённое кино, которое просто интересно смотреть. Всё здесь работает как надо: за главную героиню - переживаешь, глупости отдельных персонажей - поражаешься, неожиданной развязки - ждёшь.
И финал полностью оправдывает ожидания, потому что авторы решительно отказались от привычных штампов и приберегли напоследок ещё один жестокий твист. По пути к нему не забыв выстрелить из всех аккуратно развешанных чеховских ружей.
«Ночная смена» может разочаровать только в одном случае: если зритель ждёт от фильма ужасов классического и прямолинейного слэшера, в котором резня возведена в абсолют и является основным художественным приёмом. Всех остальных наверняка порадуют попытки дебютанта Алана Скотта Нила прыгнуть выше головы и перевернуть происходящее с ног на голову.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена