В конце августа стриминговый сервис Netflix выпустил очередной эксклюзив - мистический фильм ужасов «Избавление» (The Deliverance) режиссёра и сценариста Ли Дэниелса. И пускай казалось, что очередной хоррор про демоническую одержимость точно не сможет никого удивить, кино оказалось и впрямь неформатным.
Когда мать-одиночка Эбони Джексон вместе со своими детьми переезжает в новый дом, в её жизни начинает происходить странное. Семье в новом месте не дают покоя загадочные и пугающие звуки, а служба социальной защиты начинает подозревать Эбони в жестоком обращении с детьми. Но когда выясняется, что за происходящим стоят демонические силы, женщине приходится бороться не только с системой, но и с могущественным древним злом...
Перед разговором о достоинствах и недостатках «Избавления» нужно отметить три важных нюанса.
Во-первых, снял ленту известный режиссёр и сценарист Ли Дэниелс, который ранее отметился криминальным триллером «Газетчик» (The Paperboy) и биографической драмой «Дворецкий» (The Butler). И пускай многие о них вообще никогда не слышали, постановщик сумел заманить в свои фильмы главных голливудских звёзд современности, а также привлечь внимание кинокритиков и жюри престижных кинофестивалей.
Во-вторых, «Избавление» активно продвигают чуть ли не как экранизацию реальных событий. И пускай многое из происходящего на экране можно поставить под сомнение, определённой атмосферы факт добавляет. Особенно если начинаешь погружаться в детали и подробности первоисточника.
И в-третьих, за права на прокат и дистрибуцию фильма ужасов сражались голливудские мейджоры. И из непростой битвы победителем вышел стриминговый сервис Netflix, заплативший за камерную постановку безумные 65 миллионов долларов.
А теперь мы можем переходить непосредственно к хоррору.
Хотя если говорить честно и прямо, то не столько к хоррору, сколько к пускай и неизобретательной, но крепкой социальной драме. Как ни крути, но первая половина фильма не может похвастаться обилием жанровых элементов. Зато зрителей активно и довольно упорно погружают в непростой быт матери-одиночки, вытягивающей семью из нищеты из последних сил... и столкнувшейся с необъяснимой чертовщиной.
Но погодите-ка, не спешите бежать прочь.
На самом деле, несмотря на внешнее недружелюбие, «Избавление» оказалось гораздо лучше, чем могло бы быть. Если трейлеры непрозрачно намекали на заунывную семейную драму с бесконечными проблемами и примесью хоррора, то на деле кино оказалось, скорее, трагикомедией, балансирующей на грани классического ужастика про экзорцизм.
И за что хочется отдельно поблагодарить Ли Дэниелса, так это за юмор и самоиронию. Режиссёр прекрасно понимал, что и бытовые драмы, и ужастики про разбушевавшихся демонов и бесов окончательно всех достали. А потому смешал оба жанра (поджанра? направление?) - и получил на выходе гремучий коктейль. Коктейль, в котором безденежье и разборки с соседями обильно сдобрены проделками «воображаемых друзей», а также стёбом над классикой и редкими, но удачными шутками.
Кроме того, Ли Дэниелс прекрасно понимал, что не сможет удивить своей новой работой ни насмотренную публику, ни поклонников конкретного жанрового кино. А потому бросил все силы на то, чтобы снять если не сверхдинамичную, то хотя бы не скучную историю про обыкновенных людей. И такой подход действительно сработал: несмотря на внушительный хронометраж (лента идёт почти два часа), скучать и смотреть по сторонам просто некогда - в экранной реальности постоянно что-то происходит.
Разумеется, «Избавление» монументальным или идеальным назвать нельзя. Всё же очевидно, что Дэниелс мало что понимает в страшном жанре. А потому та часть фильма, обороты в которой набирает именно хоррор, воспринимается гораздо более слабой, чем условная драматичная. Великолепной Гленн Клоуз, разумеется, стоило бы уделить гораздо больше экранного времени - актриса буквально спасает всю первую половину кино.
Ну, и по мелочи. Развитие главной героини стоило бы немного ускорить, потому что идёт к искуплению она слишком уж долго и довольно извилистыми путями. А загадочную сверхъестественную силу можно было бы сделать и чуть более агрессивной, а то до определённого момента она безвольно болтается на периферии сюжета и не представляет особой угрозы для центральных персонажей.
Понятно, что от всех претензий всегда можно отмахнуться удобной табличкой «На основе реальных событий». Но кино на то и кино, чтобы эти самые «реальные события» подавать ярче, чем они есть на самом деле.
Очевидно, что «Избавление» наверняка не понравится поклонникам глянцевого студийного хоррора - фильм слишком уж неохотно следует привычной жанровой традиции. Да и поклонникам разного хардкора тут тоже делать нечего - по-настоящему шокирующих сцен здесь мало, а большую часть времени авторы старательно играют на психологии. Но если вам надоели привычные скримеры, забеги в потёмках наперегонки с демонами и призраками и игры в кошки-мышки с серийными убийцами, то обратите внимание. Не каждый день выходят настолько странные, но приятные жанровые эксперименты.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена