На домашнем видео наконец-то вышел фантастический хоррор «Тихое место: День первый» (A Quiet Place: Day One) - одновременно приквел и спинофф популярной дилогии фильмов. Но если вы наивно надеялись, что создатели условной «третьей части» сохранят все достоинства предыдущих двух, то вас, возможно, разочарует то самое новое направление, в котором двинулась серия.
Сэм вместе с любимым котом отправляется в однодневную туристическую поездку в Нью-Йорк. И оказывается в городе прямо во время масштабного инопланетного вторжения. И женщине придётся объединиться с Эриком, случайным знакомым, чтобы выжить и выбраться из полуразрушенного Нью-Йорка...
Казалось, что на руках у авторов есть все козыри. После успеха предыдущих двух частей Paramount Pictures заполучила в свои руки свежую и перспективную киновселенную. Режиссёр и сценарист Майкл Сарноски, успевший снять только драму «Свинья» (Pig) с Николасом Кейджем, чётко понимал, как произвести впечатление на зрителей. Да и бюджет в конкретном случае выделили рекордный (по меркам серии). Но как-то так получилось, что по итогу чётко запрограммированное на успех кино не вызывает вообще никаких эмоций ни во время, ни после просмотра.
Заранее оговорюсь, что не считаю фантастический драматичный хоррор «Тихое место: День первый» провальным. Вовсе нет, перед нами коммерчески успешный проект, который не только сумел принести студии прибыль (при бюджете в 67 миллионов долларов фильм заработал в мировом театральном прокате свыше 258 миллионов долларов), но и наверняка нашёл свою аудиторию - с учётом похвалы критиков и зрителей.
Но я не могу отделаться от ощущения, что прежнюю - исправно работавшую концепцию - до основания разрушили, но взамен не предложили вообще ничего нового.
Да, многие ругали обе части цикла «Тихое место» (A Quiet Place) за многочисленные сценарные допущения, а также откровенно «нереалистичные» поступки главных героев. Но, судя по реакции аудитории, изначальная задумка выстрелила - и угодила прямо в цель. Погрузившийся в тишину вымерший мир, в котором остатки человечества влачат крайне жалкое существование, действительно производил впечатление, монстры, обитающие где-то на периферии, по-настоящему пугали, а главные герои постоянно рисковали жизнью даже во время самых рутинных занятий.
Кроме того, в дилогии (в дальнейшем, возможно, и в трилогии) режиссёр Джон Красински и сценаристы Брайан Вудс и Скотт Бек провернули занятный фокус. Если в первой части зрители вынуждены были наблюдать за мытарствами взрослых персонажей, спасающих детей от неведомой угрозы, то в сиквеле уже стремительно повзрослевшие дети спасали взрослых от неминуемого. И как ни крути, но конкретная сюжетная арка получила внятное завершение.
«Тихое место: День первый» - совершенно другое кино, иначе расставляющее акценты.
Если в предыдущих фильмах события происходили в основном в глухом захолустье, то в спиноффе и приквеле в одном лице показывают один из крупнейших городов планеты - Нью-Йорк. И именно падению мегаполиса во многом и посвящена лента.
Вот только всплывает очевидная проблема. Если раньше ещё можно было поверить в то, что редкие выжившие смогут затеряться в природных дебрях и спастись от монстров, то видеть огромные толпы людей, бредущих в зону эвакуации, очень странно. Невозможно всерьёз говорить о том, что даже молчаливая толпа будет передвигаться по улицам, забитым брошенным транспортом и всевозможным хламом, настолько тихо, что их не заметят слепые, но всеслышащие пришельцы.
И пускай все эти попытки объединиться ради выживание ожидаемо не приведут ни к чему хорошему, сама сцена выглядит крайне глупо и надуманно.
Дальше - больше. Несмотря на то, что трейлеры пытались убедить нас в обратном, «Тихое место: День первый» не превратилось из камерной напряжённой страшилки в динамичный и масштабный боевик. Поначалу действительно может показаться, что масштаб заметно вырос и вот теперь-то создатели покажут нам инопланетное вторжение во всей красе... Но затем действие снова скатывается в бесцельные блуждания из одной точки в другую.
Причём в «бесцельные» буквально. Сложно представить другое настолько же бессмысленное кино, в котором за целых полтора часа не только не произошло ровным счётом ничего интересного, но и главные герои практически ничего не добились. Можно как угодно относиться к сюжетном логике, отошедшей по делам и пропавшей без вести, но потуги выдать атмосферную драму на основе подобного материала выглядят крайне жалко.
А драмы в фильме действительно много. «Тихое место: День первый» - это настолько манипулятивное кино, что проще всего назвать его «бессовестным». Обычно я не привожу в тексте сюжетные спойлеры, но то, о чём пойдёт речь ниже, показывают буквально в первые десять минут фильма.
Вместо того, чтобы придумать хоть какую-то внятную сюжетную завязку, режиссёр и сценарист Майкл Сарноски поставил перед собой цель выжать из зрителей слёзы любой ценой. Поэтому нас с самого начала заставляют переживать за смертельно больную поэтессу Сэм, доживающую последние дни в хосписе, и её милого и любознательного котика Фродо. Но и это ещё не всё! Не обойдётся и без других персонажей, от переживаний за судьбу которых вы обязаны поседеть!
Но, несмотря на тотальную эксплуатацию «тонких» тем, «Тихое место: День первый» с поставленной задачей не справляется. Довольно скоро выясняется, что характеры центральных персонажей истории вообще не прописаны. А нервничать, наблюдая приключения типичных жанровых «функций», как-то не получается.
Ну, и когда выясняется прописная истина о том, что «У самурая нет цели, есть только путь», остатки магии кино безвозвратно испаряются.
Многие профессиональные обозреватели, несмотря на бесчисленные похвалы, всё же признали, что Майкл Сарноски совершенно не умеет пугать зрителей. Но при этом отметили, что он прекрасно работает с драмой. Хорошо, пугать он действительно не умеет - большинство потенциально «страшных» сцен сняты предельно неизобретательно и безэмоционально. Но и с драмой тут всё очень и очень плохо.
Ну а финал наверняка «восхитит» всех зрителей, знакомых с циклом.
Правда, есть вероятность, что «Тихое место: День первый» может сработать именно так, как задумывали его создатели... Но только в том случае, если фильм будет смотреть человек, который никогда не слышал про «Монстро» (Cloverfield).
Пускай «Монстро» (известный также как «Кловерфилд») вышел аж 17 лет назад, творение режиссёра Мэтта Ривза и продюсера Джей Джей Абрамса по-прежнему не только отлично выглядит благодаря псевдодокументальной стилистике, но и будоражит кровь. А главные герои, про которых мы практически ничего не знаем до самого финала, кажутся живыми людьми, невольно угодившими в эпицентр настоящей катастрофы.
В общем, если вы решили посмотреть «Тихое место: День первый» ради ужасов и масштабных побоищ, то не получите ни того, ни другого. Пугающие сцены в фильме практически отсутствуют, а все зрелищные эпизоды в лучшем случае займут с десяток минут хронометража. Зато поклонников надуманной и нелепой драмы на пустом месте наверняка поджидает приятный сюрприз.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена