Казалось, что привычные «симуляторы ходьбы» благополучно вымерли - интерес со стороны публики окончательно угас, а простора для развития основных «механик» не оказалось вовсе. И вот разработчики из студии The Chinese Room анонсировали возвращение к корням - фантастический хоррор Still Wakes the Deep. Но чем на самом деле оказалась новая игра от прародителей жанра?
Простого электрика с морской буровой платформы Кэмерона МакЛири увольняет деспотичный начальник. Но после череды подземных толчков на буровой начинает происходить странное. И когда Кэмерон очнётся после падения в ледяную воду Северного моря и отправится на поиски помощи, то выяснит, что связи с внешним миром больше нет, а в останках платформы Beira D поселилось нечто ужасное и неописуемое...
Cтудия The Chinese Room если и не породила, то во многом сформировала поджанр приключенческих игр, впоследствии получивший название «симулятор ходьбы». Именно The Chinese Room в начале нулевых выпустила Dear Esther - модификацию для Half-Life 2, лишившуюся основных игровых механик оригинала и целиком сделавшую ставку на повествование.
И творческий эксперимент настолько понравился сообществу, что Dear Esther в 2012 году превратилась в полноценную игру. Ну как в «игру» - в отдельный проект, приглашающий игроков полюбоваться прекрасными природными видами и почитать записки, из которых в процессе непродолжительной прогулки и складывалась история.
Затем было несколько схожих проектов, которые пытались разнообразить то заигрываниями с хоррором, то с мелодраматичной научной фантастикой - Amnesia: A Machine for Pigs и Everybody’s Gone to the Rapture. И пускай оба полюбились игрокам и игровым журналистами, всем было понятно, что механика давно исчерпала себя, а сколько сеттинги и темы ни меняй, основа всё равно остаётся прежней.
И вот спустя двенадцать лет с полноценного релиза Dear Esther вышел фантастический хоррор Still Wakes the Deep. И хотя в момент анонса игру мало кто заметил, позиционировали её одновременно и как возвращение разработчиков к корням, и как современное переосмысление полузабытого жанра.
И после полного прохождения игры я могу сказать только одно. Если The Chinese Room действительно породила пресловутые «симуляторы ходьбы», то она же их и убила. Потому что Still Wakes the Deep - это одновременно и вершина эволюции всего направления Walking Sim, и его лебединая песня. Крайне сомнительно, что кто-нибудь в обозримом будущем сможет создать настолько зрелищное и насыщенное приключение, практически не требующее от игроков усилий и бьющее простой и лаконичной историей прямо в сердце.
Спустя примерно полтора десятка лет с первых экспериментов с жанром разработчики наконец-то догадались, что размеренные блуждания по заранее проложенным рельсам и чтение однотипных записок давно уже всех задолбали. Поэтому чтение здесь сведено к абсолютному минимуму: редкие документы или отрывки литературных произведений больше играют на атмосферу, нежели дают необходимую для понимания истории информацию. Ещё можно разглядывать планы помещений буровой платформы - для того, чтобы примерно сориентироваться в пространстве и понять, насколько далеко находится цель.
Большую часть истории The Chinese Room подают теперь либо через эффектные и качественно срежиссированные катсцены, либо через не менее прекрасно написанные и озвученные диалоги с немногочисленными выжившими. Ах да, один ключевой персонаж и вовсе появляется исключительно в коротких флэшбеках.
Кроме того, происходящее на плавучей платформе безумие активно комментирует и главный герой - электрик Каз Маклири. Причём комментирует преимущественно бранными словами, но тут уж обстановка обязывает.
И даже чисто структурно игра гораздо сильнее напоминает какую-нибудь Outlast, нежели предыдущие работы студии. И речь именно о структуре, а не об атмосфере возведённой в абсолют жестокости или грязной картинке. После довольно неторопливого, но очень короткого вступления, Still Wakes the Deep буквально срывается с привязи - заваливает игрока зрелищными сценами, заставляет играть в прятки с разбушевавшимися уродливыми монстрами, а также устраивает марафонские забеги по полуразрушенным коридорам буровой станции.
В первые же полчаса создатели игры чётко дают понять, что кардинально поменяли знакомые правила - и перелопатили основные механики (как бы парадоксально это ни звучало бы). А потому Still Wakes the Deep после полного прохождения вспоминаешь больше как напряжённый экшен с элементами стелса, нежели как классическое приключение.
Кроме того, разработчики интересным образом обманывают ожидания. С одной стороны, от очередной работы The Chinese Room не ждёшь особого размаха и масштаба, так что Still Wakes the Deep в основе своей - это очень камерная история простого парня, угодившего в переплёт, из которого невозможно выбраться. С другой, на протяжении всех пяти часов прохождения игра регулярно подсовывает максимально эпичные и зрелищные сцены, непрозрачно намекая, что ты очутился в эпицентре настоящего фильма-катастрофы: то с высоченной платформы в ледяные морские воды сбросит, то вертолёт на голову уронит, то заставит наблюдать, как буровая платформа BEIRA D разрушается чуть ли не до основания.
Ну а стоит ли вообще говорить о том, что Still Wakes the Deep - это лучшее игровое воплощение легендарного «Нечто» (The Thing) Джона Карпентера?
Возможно, кто-то решит, что приключение продолжительностью в пять или шесть часов стоит непозволительно дорого. Или скажет, что авторы не смогли раскрыть тему полностью. Но на самом деле важно знать только одно: Still Wakes the Deep оказалась настолько красивой, динамичной и по-настоящему атмосферной игрой, что конкурентам по жанру «безоружного хоррора» очень сложно с ней будет соперничать.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена