В феврале на домашнем видео вышел фантастический фильм ужасов «Спуск в бездну» (известный как «Глубоко во тьме» или Gueules Noires, а также как «Тёмные лики» или Dark Faces). И новая работа известного французского жанрового режиссёра Матьё Тури неожиданно оказалась захватывающим гибридом производственной драмы и мифологического хоррора.
Группа шахтёров сопровождает профессора университета к месту древнего захоронения глубоко под землёй. Но после обрушения свода пещеры люди оказываются в ловушке. И когда шахтёры с учёным обнаруживают затерянный склеп, то понимают, что пробудили нечто очень и очень опасное...
Во время просмотра нового хоррора Матьё Тури меня не покидала одна назойливая мысль: как режиссёр сумел так достоверно и интересно показать рабочие будни простых шахтёров? Удивительно, но факт: несмотря на то, что добрую половину хоррора «Спуск в бездну» занимает производственная драма о людях, ежедневно рискующих жизнью, фильм не кажется ни затянутым, ни скучным.
Наоборот, Тури успешно погружает зрителей в мрачный мир подземных шахт и пещер, чтобы затем на протяжении оставшегося времени истязать их непреходящими приступами клаустрофобии. И вдобавок постановщик умело раскрывает характеры главных героев - достаточно подробно, но без всякого занудства. Ровно настолько подробно, чтобы угодившим в аж шахтёрам хотелось сопереживать.
И пускай предыдущие фильмы ужасов Матьё Тури - «Выжившие» (Hostile) и «Бегущая в лабиринте» (Méandre или Meander) - неизбежно скатывались в мелодраму, «Спуск в бездну» вышел куда более собранным, продуманным и ровным кино. Нет, без примеси драмы, конечно, снова не обошлось, но большей частью перед нами всё же полновесный фильм ужасов - по-настоящему атмосферный и пугающий.
Ну а поклонники творчества Говарда Филлипса Лавкрафта наверняка будут в восторге от того, что в кино нашлось место парочке (или даже тройке?) жирных отсылок к творчеству великого сновидца из Провиденса. Хотя в заимствованиях Тури точно обвинять никто не будет, потому что в конкретном случае он не поленился проработать мифологию собственной вселенной.
Но насколько бы качественным хоррором ни был бы «Спуск в бездну», а парочке незначительных недостатков место в нём нашлось.
Несмотря на то, что создатели сделали основную ставку на практические эффекты, попытка придать реализма фантастическому монстру провалилась. Когда первый шок от знакомства с действительно необычной тварью, охотящейся во тьме на шахтёров, проходит, в глаза начинают бросаться детали. И поскольку Тури не стесняется показывать существо крупным планом, довольно быстро замечаешь, что анимирована она очень так себе, и вдобавок не имеет веса. И когда замечаешь подвох, магия кино начинает потихоньку рассеиваться.
А когда дело близится к финалу и происходящее набирает обороты, Матьё Тури неожиданно резко обрывает фильм. Нет, у «Спуска в бездну», разумеется, есть финал - причём вполне убедительный и закономерный. Но то, как именно режиссёр ставит в истории точку, выбивает из колеи: бац! - и чёрный экран с титрами. Буквально.
Наверняка перечисленные нюансы связаны исключительно с общей малобюджетностью проекта и вынужденной экономией ресурсов, поэтому заострять внимание на них глупо. Но и молчать нет никакого смысла, потому что так или иначе, но они способны повлиять на восприятие общей картины.
Когда в марте проскочила новость, что Матьё Тури снимет экранизацию популярной серии видеоигр Watch Dogs, многие удивились такому странному выбору режиссёра. Однако, после просмотра хоррора «Спуск в бездну» стоит признать, что за прошедшие годы постановщик определённо вырос и набил руку на создании камерных, но действительно пугающих историй. И Тури давно уже заслужил путёвку в мир высокобюджетных проектов. А пока любителям мрачных и тёмных пещер и шахт точно не стоит проходить мимо фильма ужасов про очередное пробудившееся древнее зло.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена