Относительно недавно на домашнем видео вышел фильм ужасов «Алиса в стране кошмаров» (Alice in Terrorland) - вольный и весьма причудливый пересказ «Алисы в Стране чудес» (Alice in Wonderland) Льюиса Кэрролла. И казалось, что очередная сказочная страшилка двинется по проторенной конкурентами дорожке. Но режиссёр Ричард Джон Тейлор решил удивить зрителей.
После гибели родителей Алиса переезжает жить к бабушке в большой и старый дом «Страна чудес», построенный посреди леса. Но почти сразу девушка понимает, что в новом месте происходит нечто странное: бабушка, которую она никогда раньше не видела, старательно делает вид, что всё хорошо, но в тенях скрываются по-настоящему жуткие существа, а безумие продолжает распространяться в стенах здания...
Планировалось, что «Алиса в стране кошмаров» окажется очередным чудовищным сказочным хоррором.
Нет, не так. Ожидалось, что «Алиса в стране кошмаров» окажется очередным чудовищным сказочным хоррором, потому что в последнее время бесчисленное множество кинематографистов кинулось клепать однотипные микробюджетные страшилки по мотивам известных и даже великих произведений, перешедших в общественное достояние. И пускай одиозный режиссёр Рис Фрейк-Уотерфилд точно не первым открыл Ящик Пандоры, именно вирусная популярность постмодернистского слэшера «Винни-Пух: Кровь и мёд» (Winnie-the-Pooh: Blood and Honey), граничащая с массовым помешательством, представила публике очередной действенный рецепт скандального успеха.
Но неожиданно «Алиса в стране кошмаров» оказалась не банальным пересказом сказки «Приключения Алисы в Стране чудес» (Alice’s Adventures in Wonderland) Льюиса Кэрролла на «страшный» лад, а экспериментальным представлением для крайне узкой аудитории.
Начать стоит с того, что режиссёр, сценарист и продюсер Ричард Джон Тейлор с большим уважением относится к тексту первоисточника - в фильме ужасов хватает как прямых цитат из книги, так и довольно забавных переосмыслений культовых персонажей. Кроме того, главные роли исполняют действительно профессиональные актрисы и актёры, поэтому лента как минимум не скатывается в кромешные ад, стыдобу и позорище.
Да, у любого мало-мальски насмотренного зрителя, успевшего посмотреть за свою жизнь хотя бы с десяток хорроров, определённо возникнут вопросы как к темпу, так и к основному повествованию. И отдельные сцены - даже при смешном хронометраже в 77 минут, - тоже могут показаться откровенно лишними. Как и чрезмерное увлечение автора замедленной съёмкой, используемой к месту и не очень.
Но нельзя отрицать очевидного факта. «Алиса в стране кошмаров» - это именно полноценное кино, а не бесформенное нечто, наспех слепленное из хаотично перемешанных эпизодов, связанных постольку-поскольку. И любую путаницу и неровность легко объяснить восприятием главной героини, вынужденной раз за разом проваливаться в горячечный бред и искать из него выход.
Кроме того, есть у «Алисы в стране кошмаров» ещё одно весомое достоинство, перекрывающее многочисленные недостатки. Ричард Джон Тейлор прекрасно понимал, что снимает кино не для всех и каждого, а экспериментирует с формой и подачей хорошо известной истории, ставшей настоящим культом для множества поколений. А потому он разбавил происходящее в хорроре огромным количеством уместной самоиронии и чёрного юмора. Режиссёр чётко отдавал себе отчёт в том, что в фильме происходит просто полночный бред, а потому предпочёл сделать ставку на уместную провинциальную театральщину.
Хотя те зрители, что выдержат представление до самого финала, получат довольно странную и неожиданную развязку, вызывающую ещё больше вопросов по поводу реальности случившегося и истинного места главной героини в сюжете.
Разумеется, «Алиса в стране кошмаров» - это не шедевр. Да и однозначно хорошим фильм ужасов тоже назвать сложно. Но это как минимум интересный эксперимент, удерживающий внимание аудитории до самого конца - настолько специфический, что даже ругать неловко.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена