В конце октября 2023 года состоялось по-настоящему знаменательное событие - спустя восемь лет с анонса и начала разработки в кинотеатрах и стриминговом сервисе Peacock вышла экранизация популярной серии хоррор-игр «Пять ночей с Фредди» (Five Nights at Freddy's). И пускай мало кто верил в успех эпического долгостроя, режиссёр Эмма Тамми сумела снять действительно отличный фильм ужасов.
Депрессивный охранник, мучимый демонами прошлого, заступает на ночную смену в заброшенной пиццерии Freddy Fazbear’s Pizza. И вскоре он поймёт, что работёнка оказалась не такой простой, как он думал, а бороться придётся не только со скукой, но и с натуральными механическими демонами...
Если бы кто-нибудь сказал бы мне в 2014 году, что незамысловатый хоррор Five Nights at Freddy's независимого разработчика Скотта Коутона станет не просто культурным феноменом, но и породит настоящую вселенную, состоящую из видеоигр, фильма и книг, я бы покрутил пальцем у виска. Но Коутон (осознанно или случайно - не суть) заложил в оригинале настолько прочный и универсальный фундамент, что на основе выросло настоящее монолитное здание. И не просто здание, а настоящий дом с привидениями.
Большинство фанатов серии FNAF очевидно в курсе, что сделало игры про безумных аниматроников-убийц культовыми. Но если коротко, то дело не только в том, что Скотт Коутон соорудил настолько универсальную вещь, что она подойдёт любому возрасту. Нет, благодаря причудливой игре с аудиторией - со всеми этими загадками, глубокомысленными намёками и неочевидными уликами, - независимый разработчик сумел расшевелить сообщество. И приучил игроков искать скрытый смысл даже там, где его изначально не было.
Несмотря на то, что первая часть Five Nights at Freddy's притворялась незамысловатым развлечением, напичканным скримерами, самые внимательные игроки довольно быстро догадались, что Скотт Коутон параллельно основной истории рассказывает и побочную. И спешно кинулись искать доказательства своей правоты. Возможно, этот нездоровый ажиотаж повлиял и на самого автора - и тот в ответ начал всеми силами углублять вселенную игр.
Но как бы там ни было, а идея экранизации серии видеоигр Five Nights at Freddy's всегда выглядела странной затеей. Главный жанровый продюсер Джейсон Блум смело и засучив рукава бросился воплощать задуманное кино в жизнь, пускай окружающие особо и не верили в успех предприятия, а Скотт Коутон ухватился за возможность достучаться до самой широкой аудитории и начал активно сочинять сценарий. И пускай фильм ужасов по мотивам довольно долго томился в производственном аду, всё сложилось лучшим образом. И в результате до зрителей добрался милый и обаятельный хоррор, который мгновенно стал хитом.
Во время просмотра «Пяти ночей у Фредди» меня не отпускала мысль о том, что хотя известный режиссёр и сценарист Крис Коламбус выбыл из проекта ещё на самых ранних этапах подготовки к производству, постановщица Эмма Тамми попыталась уловить дух его работ. И сняла не столько путанный конспирологический триллер, сколько страшную сказку для всей семьи, пропитанную тёплой и ламповой атмосферой ностальгии по более понятному и простому прошлому.
Но не одной атмосферой ценна экранизация FNAF. Несмотря на многолетние проблемы, Джейсон Блум каким-то волшебным образом сумел собрать в одном проекте самое лучшее. Например, недооценённый актёр Джош Хатчерсон просто идеально вписался в роль депрессивного охранника Майка, одержимого событиями прошлого - и получил шанс проявить свой талант. Эмма Тамми сумела из разрозненных заметок Коутона собрать цельную историю с работающей интригой, а также талантливо обыграла в кино типично игровые условности, сделавшие первоисточник настолько популярным.
И даже подростковый возрастной рейтинг PG-13 в конкретном случае не стал проблемой. Пускай создатели не стали показывать жестокие проделки роботов-аниматроников во всех подробностях и крупным планом, но они прекрасно сумели передать аудитории ощущение кошмара и ужаса, поселившихся под крышей заброшенной пиццерии Freddy Fazbear's.
Отдельно стоит похвалить и сложных кукол, созданных The Jim Henson Company. Если бы аниматроников нарисовали бы с помощью компьютерной графики, то кино наверняка утратило бы львиную долю очарования. Но благодаря отличным практическим эффектам дьявольские роботы и впрямь кажутся настоящими. И во многом поэтому «Пяти ночей с Фредди» выгодно отличается от большинства современных фильмов ужасов - насквозь фальшивых и предназначенных для всех и каждого.
Впрочем, именно в ориентации на фанатов оригинальных игр Джейсон Блум изначально и видел шансы на успех. В нескольких интервью знаменитый продюсер критиковал другие экранизации видеоигр именно за желание привлечь внимание совершенно посторонних людей, не особо знакомых с первоисточником. Но создатели экранизации FNAF пошли от обратного - приложили все силы для того, чтобы кино понравилось именно преданным поклонникам. И ставка сработала: хоррор «Пяти ночей с Фредди» не только стал самым успешным стартом среди всех проектов студии Blumhouse Productions и принёс ощутимую прибыль сразу после премьерных выходных, но и едва не обвалил серверы стримингового сервиса Peacock.
Разумеется, без определённых компромиссов не обошлось. Изначальную историю Скотта Коутона всё же заметно переработали и упростили - для того, чтобы фильм ужасов получился более ровным и сбалансированным, а новички не почувствовали себя чужими на празднике жизни. Но основную суть истории создатели экранизации передали верно. И загадочным образом вдохнули в кино жизнь.
Наверняка скептики обязательно найдут, к чему придраться - хоррор «Пять ночей с Фредди» не старается нравиться всем без исключения и не пытается казаться идеальным кино. Но у Эммы Тамми, Скотта Коутона и Джейсона Блума получился настолько уютный и милый ужастик, что ругать его не поднимутся ни рука, ни язык. И заодно практически идеальная экранизация, с которой остальным придётся брать пример.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена