Недавно в стриминговых сервисах и онлайн-кинотеатрах вышел мистический фильм ужасов «Астрал 5: Красная дверь» (Insidious: The Red Door) - долгожданное прямое продолжение и завершение истории, начатой в далёком 2010 году. Но насколько удачной получилась попытка вернуться к корням серии? Да ещё у неопытного режиссёра-дебютанта Патрика Уилсона?
Спустя девять лет после пережитого Джош Ламберт всё никак не может наладить жизнь. Постоянный туман в голове не даёт бывшему астральному путешественнику прийти в себя, отношения с семьёй тоже наладить не выходит - настолько, что жена уходит, а дети предпочитают держаться в стороне. Но у Джоша появляется шанс всё исправить, когда он решает отвезти сына Далтона в колледж. Однако, трогательного воссоединения не выходит - особенно когда отца и сына снова начинают преследовать призраки из прошлого...
Мистический хоррор «Астрал 5: Красная дверь» - очередной пример того, как сильно порой расходятся во мнении профессиональные кинокритики и зрители. Если обозреватели поспешили заклеймить ленту Патрика Уилсона скучным пересказом давно известных фактов, сдобренным избитыми клише, штампами и привычными скримерами, то поклонники серии неожиданно тепло приняли финал истории семьи Ламберт. И пускай завершение условной трилогии оказалось совершенно иным - не таким, которого следовало ожидать, - пятая часть по кассовым сборам легко и играючи обошла все предыдущие. И вдобавок стала чуть ли не самым прибыльным фильмом ужасов 2023 года.
Хотя, несмотря на привычную сюжетную канву, «Астрал 5» действительно сильно отличается от всех предыдущих частей.
Например, первые две части культовый режиссёр Джеймс Ван снимал под большим впечатлением от жанровой классики 70-х и 80-х - дух ретро ощущался практически в каждом кадре, несмотря на то, что события происходили в современности. Вдобавок и «Астрал» (Insidious), и «Астрал: Глава 2» (Insidious: Chapter 2) были на редкость динамичными и цельными фильмами ужасов. Наверное, во многом поэтому они и сумели заметно взбодрить поджанр студийного и насквозь коммерческого хоррора - несмотря на попытку оставаться верным традиции.
А вот «Астрал 3» (Insidious: Chapter 3) и «Астрал 4: Последний ключ» (Insidious: The Last Key), которые сняли Ли Уоннелл и Адам Робител, всё же изменили правила игры. Во-первых, приквелы хоть и старались мимикрировать под работы Вана, но в большей степени оказались самостоятельными историями, события которых происходили в той же киновселенной. А во-вторых, все заигрывания с классикой испарились без следа - и серия сделала ставку на максимально развлекательный формат. И зрителям предложили не столько кино про пугающую чертовщину, одолевающую простых людей, сколько легкомысленное путешествие в хэллоуинские дома с привидениями.
Но в пятой (или третьей - как посмотреть) части режиссёр и исполнитель главной роли Патрик Уилсон отправил серию в совершенно ином направлении. И лёгким движением руки «Астрал 5» из банального и максимально предсказуемого хоррора мутировал в мистическую драму.
Да, если вы ждали очередного повторения пройденного в предыдущих двух фильмах цикла, то, возможно, будете отчасти разочарованы. Привычная чертовщина с назойливыми призраками и злобными «демонами» отошла на второй план, поскольку Уилсону гораздо интереснее исследовать не столько само паранормальное, сколько его разрушительное влияние на человеческую жизнь. Поэтому в центре сюжетного внимания ожидаемо оказались отношения отцов и детей - попытки Джоша и Далтона найти общий язык и наладить диалог. А также копания в прошлом, так как большую часть своего экранного времени персонаж Патрика Уилсона старается понять, что с ним не так, и исследует подробности прошлого своего бесследно исчезнувшего отца.
Неудивительно, что вся первая половина пятого «Астрала» напоминает не столько фильм ужасов, сколько гибрид мелодрамы о загубленных лучших годах и семейной драмы о тайнах прошлого. А элементы хоррора если и попадаются на глаза зрителям, то чисто функциональные - то скример неожиданно взвоет, то подозрительный силуэт промелькнёт. Но ничего хардкорного и пугающего в первом акте точно ждать не стоит.
Зато когда главные герои наконец-то определяют источник всех своих бед и вспоминают детали кошмарного прошлого, «Астрал 5: Красная дверь» резко ускоряется, а события прибавляют в динамике. И начинаются привычные прогулки по тёмному и весьма мрачному измерению духов, а также забеги от разбушевавшейся нечисти.
Наверняка кому-то «Астрал 5: Красная дверь» покажется чрезмерно затянутым и перегруженным. Хотя бы потому, что Патрик Уилсон сделал ставку не на попсу, а на историю простых людей - и их попытки смириться с безрадостным прошлым. Очевидно, что постановщику и исполнителю главной роли гораздо интереснее копаться в прошлом персонажей и исследовать их характеры, чем забивать хронометраж типичными страшилками и нещадно эксплуатировать «пугающий» оркестровый санудтрек.
И в этом, в общем-то, нет ничего плохого. Потому что как ни крути, но «Астрал 5: Красная дверь» после просмотра оставляет исключительно положительное впечатление. Да, кто-то скажет, что создатели свернули куда-то не туда и начисто утратили чувство ритма - первую половину фильма и правда можно назвать неторопливой. Другие решат, что солидный хронометраж создатели хоррора используют не по назначению - и вместо привычных пугалок скармливают зрителям рефлексию.
Но даже при всех возможных оговорках, «Астрал 5: Красная дверь» получился не просто отличным завершением семейной трилогии Ламбертов, но и на редкость последовательным фильмом. И пускай создатели не смогли отказать себе в полушутливом намёке на возможное продолжение (дождитесь крохотной сцены после титров), лента всё же ставит жирную точку в конфликте, растянувшемся на долгие годы. Просто приготовьтесь к тому, что вас ждёт не великий шедевр, а хорошее кино.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена