В стриминговых сервисах и онлайн-кинотеатрах вышел мистический хоррор «Экзорцист Ватикана» (The Pope's Exorcist) - очередная попытка вдохнуть хоть немного жизни в поджанр ужасов про вечную борьбу с дьявольскими силами. Но неожиданно выяснилось, что в процессе создания ленты режиссёр Джулиус Эйвери вдохновлялся не столько классикой, сколько современной супергероикой.
Главный экзорцист Ватикана Габриэль Аморт отправляется в очередную командировку, чтобы выяснить причины одержимости ребёнка и при необходимости провести ритуал изгнания демонов. Но на месте Аморт сталкивается с древней тайной, которую католическая церковь скрывала на протяжении веков...
Первое, чем подкупает «Экзорцист Ватикана» (не только Расселом Кроу, который не любит фильмы ужасов, и не привычной пометкой «Основано на реальных событиях») - это вниманием к деталям. Вместо того, чтобы всучить зрителям привычную историю про изгнание демонов из тел наивных граждан и навалить готовых шаблонов, Джулиус Эйвери тратит экранное время и на то, чтобы познакомить зрителей с персонажами. Кроме того, режиссёр лент «Оверлорд» (Overlord) и «Самаритянин» (Samaritan) пытается создать ощущение интриги.
Дальше - больше. В определённый момент выясняется, что Эйвери тоже смотрел хорроры Джеймса Вана из циклов «Заклятие» (The Conjuring) и «Астрал» (Insidious), а потому он не пытается превратить собственную ленту в нудный пересказ культового «Изгоняющего дьявола» (The Exorcist). Вместо концентрированного занудства постановщик неожиданно сделал ставку на динамику и мрачный дух пугающих приключений. И в итоге художественное решение сработало - зрители приняли ленту исключительно тепло.
Впрочем, Джулиус Эйвери не стал останавливаться на достигнутом и вообще попытался создать собственную мифологию - с далеко идущими последствиями. В этот момент даже ловишь себя на том, что проводишь параллели с экранизацией комиксов «Константин: Повелитель тьмы» (Constantine).
И в этом нет ничего удивительного, потому что «Экзорцист Ватикана» хоть номинально и относится к ужасам (и в одной сцене даже обрушивает на зрителей буквально литры крови), но по факту, скорее, работает целиком в логике кинокомикса. Вот только вместо привычных героев в пёстрых костюмах в кадре носятся отважные экзорцисты, готовые в любой момент дать последний бой вечному злу, а роль суперзлодея отвели могущественному демону, способному влиять на реальность.
Но, несмотря на многочисленные заимствования и попытки разом усидеть на всех сюжетных и повествовательных стульях, «Экзорцист Ватикана» исправно работает, ни разу не сбоит и выглядит исключительно цельным кино. И во многом здесь заслуга самого Рассела Кроу, который просто идеально перевоплотился в реально существовавшего экзорциста Габриэля Аморта. Вопреки всяким ожиданиям, главный герой не только выглядит живым человеком, но и не лишён изрядной доли самоиронии.
Наверняка не всем понравится, в какую сторону свернул Джулиус Эйвери. Вместо того, чтобы снять очередную плоскую страшилку про изгнание демонов из страждущих и долгие пафосные разговоры на вечные темы, он двинулся по дорожке, проторенной кинокомиксами. И превратил хоррор «Экзорцист Ватикана» в натуральный цирк - с паранормальными явлениями, увеселениями и казнями. Но гораздо важнее, что у режиссёра получилось атмосферное и ладно скроенное кино, отчасти меняющее привычные правила игры. И закладывающее фундамент очередной «страшной» киновселенной.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена