В конце марта 2023 года произошло поистине выдающееся событие - спустя восемнадцать лет вышел ремейк культового сурвайвл-хоррора Resident Evil 4, поистине легендарной игры. Но насколько удачным у Capcom получилось переосмысление нестареющей классики? И насколько сильно оно отличается от первоисточника?
2004 год. Специальный агент Леон Скотт Кеннеди отправляется в испанское захолустье, чтобы разыскать бесследно исчезнувшую Эшли Грэм - дочь президента США. Но в процессе выясняется, что девушку похитил загадочный культ Лос-Иллюминадос, поклоняющийся древней разновидности паразитов и промышляющий кошмарными экспериментами над людьми...
В феврале я писал, что ремейк культового научно-фантастического хоррора Dead Space сумел предложить целевой аудитории не только переосмысление идей оригинала, воспроизведённых с помощью современных технологий, но и заметно дополнил исходную формулу. Но в случае с ремейком Resident Evil 4 студия Capcom пошла ещё дальше - и на базе одного из главных своих хитов создала фактически новую игру.
Сразу оговорюсь, что не буду подробно пересказывать сюжет. Во-первых, потому, что он и сейчас изобилует массой неожиданных поворотов (причём неожиданных как для новых игроков, так и для ветеранов оригинала). Поэтому спойлеры никому не нужны. А во-вторых, перед нами тот самых случай, когда о всех хитросплетениях истории лучше узнавать лично.
Кроме того, нет смысла перечислять, какие сцены из оригинала всё же вырезали в ремейке (ничего катастрофического не произошло, но несколько эффектных эпизодов всё же пропали), а какие новые добавили. Хотя бы потому, что большинство нововведений идеально укладывается в новую концепцию серии. И ещё потому, что под нож пошли, как правило, либо скучные эпизоды, либо совсем уж нелепые. Особенно по современным меркам.
Главное, что вам нужно знать про сурвайвл-хоррор (воистину) Resident Evil 4 - это парадоксальную вещь: во время прохождения ты неизбежно сравниваешь ремейк с оригиналом, хотя прекрасно понимаешь, что перед тобой совершенно новая игра, созданная по образу и подобию. Но при этом новый проект Capcom по-прежнему ощущается именно полноценной частью заслуженной серии - и будит где-то в глубине души примерно то же полузабытое ощущение восторга первооткрывателя. Да и по темпу, накалу страстей и нагнетанию атмосферы RE4R удачно балансирует где-то на грани между классической трилогией и дилогией про Итана Уинтерса.
В 2005 году консольная версия Resident Evil 4 стала настоящей революцией в жанре и не только поставила серию на рельсы лихого шутера про отстрел мутирующих в реальном времени уродов, но и популяризовала камеру, намертво приколоченную к плечу главного героя. В 2023 году новая Resident Evil 4 выглядит логичным развитием серии, получившей второе дыхание после выпуска Resident Evil 7: Biohazard и Resident Evil 2 Remake.
Перед нами одновременно тягучий и причудливый хоррор, в котором необходимо аккуратно отстреливать монструозных врагов, самостоятельно искать ответы на вопросы, разгадывать загадки и ломать голову над побочными активностями... и лихой современный боевик от третьего лица, в котором крутые постановочные побоища удачно соседствуют с кинематографичными эпизодами и сумасшедшими погонями.
И пускай в сравнении с ранее перечисленными Resident Evil 7 и Resident Evil 2 ремейк четвёрки сделал решительный шаг в сторону современного приключенческого боевика, в конкретном случае Capcom постаралась выдержать переосмысление в традициях высокобюджетного сурвайвл-хоррора.
Например, в отличие от оригинала, в ремейке кардинальным образом поменяли баланс. Да, Леон Кеннеди стал не только гораздо более суровым и мрачным, но и более шустрым. И да, он теперь может двигаться во время прицеливания. Но вместе с тем и враги стали более быстрыми, агрессивными и живучими. А патронов теперь падает гораздо меньше. И в результате игра хоть и осталась почти такой же динамичной, но шутер постарались максимально приземлить и снова превратить в чуть менее энергичный сурйвайвл-хоррор.
И это - всего лишь одно заметное изменение. А таких перемен и нововведений в игре наберётся минимум несколько десятков. И в результате прохождения ты постоянно ловишь себя на мысли, что разработчики поменяли слишком много всего. Настолько много, что Resident Evil 4 если и можно назвать ремейком, то в киношном смысле: по сути, авторы взяли сюжетную основу и самые яркие моменты, не утратившие актуальности даже 18 лет спустя - и сделали на их основе совершенно новую игру.
Причём новую игру не простую, а совершенно прекрасную. Настолько отличную, что практически идеальную. Ну, по крайней мере, я даже при всём желании не могу ни к чему придраться.
Ремейк Resident Evil 4 не просто отлично выглядит, звучит и ощущается - игра ещё и тщательно сбалансирована. Все сложные моменты настолько качественно проработаны, что разработчики буквально дают игрокам шанс на победу. И речь не о том, что первое прохождение будет слишком простым - нет, те же боссы наверняка попортят нервы многим игрокам, особенно новичкам. Но игра всегда сложная ровно настолько, чтобы ты почувствовал удовлетворение от победы над особенно толстокожим супостатом. Но никогда в игре схватки не превращаются в затянутые или мучительные. И если ты никак не можешь пройти конкретный отрезок игры, то, скорее всего, именно ты что-то делаешь неправильно, а разгадка всё время находится перед носом.
По стародавней традиции, внимательных игроков, обожающих с лупой исследовать локации, авторы щедро награждают. Во-первых, неспешное прохождение позволяет больше узнать о происходящем в игре - через окружение, записки и страницы дневников, а также из комментариев самого Леона. А во-вторых, найденные и грамотно скомбинированные сокровища позволяют не только подзаработать у торговца, но и прокачать оружие. И пускай никаких типовых РПГ-элементов в Capcom добавлять не стали (бывалый главный герой не берёт уроков у незнакомцев), грамотно прокачанные пушки довольно сильно меняют расклад в стычках с врагами.
Но как ни прокачивайся и окрестности ни исследуй, а элемент выживания во время первого прохождения никуда не денется. И тебе в любом случае придётся преодолевать нехватку патронов и аптечек, а также на ходу выдумывать новые тактики, чтобы выйти из схваток с превосходящими силами хотя бы с минимальными потерями.
Хотя если вы решитесь на второе и последующие прохождения, то быстро придёте к выводу, что боевика в Resident Evil 4 по-прежнему больше, чем ужаса. Повидавший всякого Леон, вооружённый своими самыми любимыми стволами и сохранивший весь прежний инвентарь, в "Новой игре +" может проноситься по уровням настоящим ураганом. И большая часть агрессивной нечисти сносится парой-тройкой метких выстрелов. В этот момент восприятие игры кардинально меняется: разработчики позволяют отомстить всем обидчикам, кругами гонявших измождённого Леона по деревне, замку и острову. И превращают сурвайвл-хоррор чуть ли не в аркаду.
Но самое главное, что в Capcom каким-то чудесным образом сумели воспроизвести фирменные черты серии. Новая Resident Evil 4, как и классическая трилогия, одновременно пугает неизвестностью, но заставляет планомерно двигаться вперёд - в ожидании всё новых загадок, врагов и диких сюжетных твистов. И благодаря идеально выдержанному темпу, от игры очень сложно оторваться. Да что там оторваться - после первого прохождения хочется сразу же пойти на второй круг. Так что остаётся верить и надеяться, что когда-нибудь похожие ремейки получат первая часть и Resident Evil Code: Veronica.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена