Недавно на домашнем видео вышел комедийный (спорно, но пускай будет) фильм ужасов «Гремлины: Хранители леса» (Unwelcome), прежде известный как «Маленький народец» (The Little People). И от новой работы известного в узких кругах режиссёра Джона Райта можно было ожидать чего угодно. Но мало кто мог подумать, что у постановщика получится настолько гремучий коктейль из драмы, хоррора и трагикомедии.
Супружеская пара оставляет в прошлом кошмары большого города и переезжает из Лондона в сельскую местность Ирландии. Но бегство в милое и спокойное захолустье оборачивается новыми проблемами. Дело в том, что неподалёку от сада главных героев находится древний лес, в котором по-прежнему живы мифы и легенды. А мелкие злобные существа внимательно следят за пришельцами и выжидают удобного момента...
В российском кинопрокате постоянно происходят настоящие чудеса. Поэтому от фальшивых «Заклятьев» (именно «Заклятьев») и «Астралов» уже просто не продохнуть, а количество «Изгоняющих дьявола» перевалило за несколько десятков. И трагикомедйный фильм ужасов Unwelcome от Джона Райта, режиссёра культовых «Грэбберсов» (Grabbers), из «Незваных гостей» или «Нежеланных гостей» магическим образом трансформировался в нечто странное - «Гремлины: Хранители леса».
Но, как вы уже наверняка догадались, новый хоррор не просто не имеет никакого отношения к тем самым культовым «Гремлинам» (Gremlins) Джо Данте, Криса Коламбуса и Стивена Спилберга. Он и рассказывает вовсе не о буйных негодниках, ломающих технику, а о гоблинах. Собственно, изначально фильм ужасов и носил гордое название «Маленький народец», отсылающее к мифическим (и довольно зловредным) существам из ирландского фольклора.
Такое затянутое вступление нужно только для того, чтобы вы заранее, перед просмотром уяснили простую вещь: несмотря на временами несерьёзный тон и специфический юмор, у Джона Райта получилось довольно мрачное и суровое кино, способное выбить из колеи метафорическим финалом в духе старины Лавкрафта.
Простое исследование показало, что в сети уже хватает негативных отзывов недовольных зрителей. И всё потому, что люди ждут от кино стандартной студийной страшилки, а получают странный гибрид всего на свете.
На самом деле «Гремлины: Хранители леса» сложно отнести к чистокровных комедийным хоррорам. И не потому, что в нём мало юмора или ужасов - и первого, и второго здесь в избытке. Просто пугает зрителей режиссёр не столько потусторонними существами или банальными скримерами, сколько простой человеческой (порой поистине безграничной) жестокостью.
Главные герои переезжают в ирландское захолустье отнюдь не от хорошей жизни - Майя и Джейми просто бегут от проблем большого города, в надежде справиться с потрясением после нападения банды отморозков. И ещё пара надеется, что дом вдали от суеты большого мира станет отличным местом для их будущего ребёнка.
Но довольно скоро выясняется, что безумные и злобные выродки кучкуются не только в больших городах - уродов с тараканами в голове хватает и в небольших посёлках и деревеньках. А слабохарактерному Джейми придётся раз и навсегда смириться с мыслью, что он должен уже научиться справляться с проблемами самостоятельно.
И не исключено, что указанное и стало проблемой для зрителей, ожидавших с порога развлечений и зрелищ. Джон Райт талантливо и эффектно нагнетает обстановку и регулярно сталкивает главных героев со всё новыми и новыми проблемами. Но вдобавок постановщик изо всех сил оттягивает момент прямого столкновения с теми самыми - обещанными - гоблинами. Так что нет ничего странного в том, что третьего и финального акта, в котором начнётся основное веселье, дождётся не каждый.
Хотя нежелание автора показывать монстров до особого случая нельзя занести в список однозначных недостатков. Во-первых, у главных героев хватает по-настоящему пугающих проблем и без проделок нечисти. А во-вторых, Райт владеет настоящим талантом находить как смешное, так и страшное в банальном. И поэтому повседневная рутина порой предстаёт куда более опасной, чем толпа ушастых злыдней, с которыми при случае всё же можно договориться. А истинное зло таится в сердцах самых непримечательных и заурядных людей.
Ну а когда в финале Джону Райту наконец-то срывает тормоза, его странная и пугающая фантазия-трагикомедия окончательно и бесповоротно скатывается в лютую резню с фолк-мотивами. И зрелищные сцены насилия, обильно сдобренные людоедским юмором, надолго западают в память. Во многом потому, что режиссёр плюёт на все правила приличия и искусно выворачивает наизнанку штампы и клише.
Впрочем, и здесь не обошлось без шуток для настоящих поклонников ужасов. И хоррор «Гремлины: Хранители леса» в концовке неожиданным и очень занятным образом перекликается с арджентовской «Суспирией» (Suspiria). А также доходчиво иллюстрирует мысль Лавкрафта о том, что порой безумие - не худший вариант. Но без спойлеров!
«Гремлины: Хранители леса» - совершенно чудесное кино, которое постоянно пытается выйти за рамки формата и пугает нетипичными вещами. А режиссёр Джон Райт только и делает, что критикует современный мир, который давно превратился в место гораздо более страшное, чем жилище диких лесных гоблинов из старых сказок. Но локализованное название наверняка сослужит фильму ужасов дурную службу: отпугнёт тех, кто ищет что-нибудь интересное и нестандартное, и разочарует всех поклонников предсказуемых и «безопасных» студийных хорроров.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена