В октябре кинокомпания RLJE Films довольно незаметно выпустила фильм ужасов «Не дыши: Начало» (Old Man) - свежий жанровый эксперимент известного режиссёра Лаки Макки. Да ещё и со Стивеном Лэнгом в главной роли. И казалось, что зрителей ждёт настоящий парад невообразимого безумия. Но реальность оказалась гораздо более прозаичной.
Заблудившийся турист с трудом выбирается из лесной чащи - прямиком к ветхому дому загадочного старика, живущего в полном одиночестве. Слово за слово - и хозяин начинает расспрашивать гостя о причинах его неожиданного появления. И вот уже случайная встреча грозит обернуться настоящим кошмаром...
Вообще перед тем, как перейти непосредственно к рассказу о достоинствах и недостатках причудливого хоррора «Старик», необходимо чуть подробнее остановиться на персоне режиссёра. Дело в том, что Лаки Макки на протяжении всей своей карьеры старался удивлять зрителей. А потому даже при наличии минимального производственного бюджета трансформировал привычные и даже банальные концепции в авторский трэш, пропитанный духом праздника непослушания.
Например, «Тёмный лес» (The Woods) старательно маскировался под рядовую коммерческую страшилку про неописуемую злую силу, но на самом деле гораздо активнее фокусировался на ощущении полной изоляции и подростковых переживаниях по поводу взросления, а не на сопутствующих ужасах. «Женщина» (The Woman) по роману культового в узких кругах писателя Джека Кетчама балансировала на грани экстремального хоррора, требующего перед просмотром определённой эмоциональной подготовки. А дважды снятый (сначала - в формате студенческой работы и видеофильма, позже - в виде полноценного полнометражного кино) «Все болельщицы умрут» (All Cheerleaders Die) удачно сталкивал лбами и зомби-хоррор, и подростковые страшилки, и даже кино о демонической одержимости.
Временами Лаки Макки отвлекался на хоррор-антологии - видимо, для того, чтобы набить руку и не потерять уже приобретённых навыков. Но массовой аудитории имя его по-прежнему было незнакомо.
И вот как раз «Старик», получивший в российском прокате невменяемое (и напрочь лживое) название «Не дыши: Начало», должен был стать первой пташкой, призванной подружить нестандартный авторский взгляд Макки на окружающую реальность и обыкновенных зрителей, привыкших к тому, что жанровое кино отталкивается от определённых сюжетных схем и работает в чётко очерченных рамках.
Но, как это зачастую и бывает, первый - «попсовый» - блин у Лаки Макки получился комом.
Нельзя сказать, что «Не дыши: Начало» - плохое кино. Нет, режиссёр, снял, пожалуй, свой первый по-настоящему зрелый, выдержанный и крепко сбитый психологически фильм ужасов... Ну, или заряженный адреналином камерный триллер - зависит от вашего взгляда на мир и отношения к страшному жанру. Лаки Макки не тратит зрительское время понапрасну, а резво запрягает в самом начале, быстро едет в середине, к концовке и вовсе разгоняется до солидных повествовательных скоростей.
Но проблема в том, что кроме выдающейся актёрской игры Стивена Лэнга у фильма ужасов практически нет других достоинств. Да, чисто в визуальном плане «Не дыши: Начало» выглядит хорошо, несмотря на общую низкобюджетность и нарочитую камерность постановки. Выверенный ритм не даёт зрителю ни отвлечься на посторонние дела, ни заскучать. Но фирменным безумием, помноженным на тягу к шальным жанровым экспериментам, в конкретном случае у Макки не пахнет.
Можно даже с полной уверенностью заявить, что фееричная актёрская игра заслуженного Стивена Лэнга - это единственное, ради чего стоит смотреть фильм ужасов. Заметно, что знаменитый актёр во время съёмок получал искреннее удовольствие - и, похоже, никак себя не ограничивал в импровизации. Поэтому наблюдать за ужимками, гримасами и холерическими припадками то ли главного героя, то ли главного злодея - настоящая радость.
Чего не скажешь об основном экранном партнёре Лэнга. Дело в том, что Марк Сентер слишком старательно (и дольше необходимого) отыгрывает роль стандартной жертвы с тёмным прошлым. И в результате кажется совершенно лишним на этом празднике жизни. Персонаж вроде бы должен активно двигать сюжет вперёд и нагнетать атмосферу в повествовании, но вместо это кажется грузом, который тянет всю историю вниз. Кроме того, герой Сентера практически не запоминается - настолько плоским и предсказуемым он получился.
Ну и, разумеется, все насмотренные зрители без особого труда разгадают основную загадку и легко предскажут финальный сюжетный твист.
И получается вот какое странное дело. С одной стороны, Лаки Макки снял вроде бы хороший психологический хоррор и, пожалуй, своё самое зрелое и внятное кино. Динамичное и захватывающее. Но с другой, «Не дыши: Начало» совершенно не может похвастаться фирменным авторским безумием, выбивающим почву из-под ног. Да, Стивен Лэнг без особого труда перетягивает всё внимание на себя и устраивает захватывающее шоу. Но историю можно было бы рассказать и чуть более изобретательно.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена