В четверг, 19 января 2023 года, в российских кинотеатрах стартует прокат фильма «На краю» (The Ledge). Казалось, что кинокомпания «Экспонента» приготовила для нас стандартный триллер про скалолаза (точнее - скалолазку) и его друзей (точнее - врагов). Но на редкость адекватная локализация названия - не единственное достоинство ленты. И скромное, но обаятельное приключение Ховарда Дж. Форда может подкинуть несколько сюрпризов даже бывалым зрителям.
Переживающая гибель возлюбленного Келли отправляется в горы с подругой Софи, но не успевает подняться на вершину. После случайного знакомства с другими туристами Келли случайно записывает на видеокамеру жестокое убийство Софи - и сбегает, когда её замечают. Девушка отправляется в горы практически без экипировки, чтобы скрыться от убийц, охотящихся на улику и свидетельницу. Но в результате оказывается в ловушке...
Редко такое бывает, но впечатление от «На краю» у меня менялось несколько раз прямо во время просмотра. Сначала я был уверен, что режиссёр Ховард Дж. Форд - известный в узких кругах как создатель ультрабюджетной, но суровой хоррор-дилогии «Мёртвые» (The Dead), - снял простой и банальный полуслэшер-полусурвайвл. Ну, из тех, в которых максимально предсказуемая и невнятная беготня чередуется с пространными диалогами плоских героев. Короче, в первые пятнадцать минут я был уверен, что получил очередной попсовый триллер, призванный будоражить кровь зрителей не столько тематикой и приключениями на грани, сколько непроходимой тупостью главных героев.
И поначалу «На краю» догадку эту только подтверждал. А может, оправдывал с невиданным рвением, потому что первый акт фильма идёт своим чередом по проторенной сотнями и тысячами предшественников дорожке и состоит, кажется, из всех возможных клише. Типовые герои обмениваются типовыми фразами. Однако, после ключевого сюжетного события, всё неожиданно изменилось. Например, спустя примерно полчаса темп происходящего скачкообразно вырос, а сценарист Том Бойл начал старательно накачивать историю огромным количеством мелких, но важных для понимания контекста деталей.
Но если вас и тут не проняло, то будьте уверены - дальше будет круче. Потому что после первой половины «На краю» неожиданно превращается в круто сваренный гибрид триллера про выживание и хоррора про игры в кошки-мышки с беспринципным и жестоким убийцей. И тут уж ладошки не вспотеют только у самого чёрствого человека - за главную героиню начинаешь искренне переживать. Хотя бы потому, что в безвыходной ситуации она оказалась благодаря чужой глупости.
Кроме того, Ховард Дж. Форд несколько раз за фильм нарушает негласные правила жанра. Например, по меркам сурвайвл-триллера «На краю» получился слишком аутентичным и жестоким. Абсолютного реализма, конечно, ждать от художественного произведения не следует, но в конкретном случае авторы фильма подробно показывают, например, что бывает с человеком, который почти без экипировки отправляется в горы (спойлер - ничего хорошего). И чётко дают понять, что происходит с неподготовленными альпинистами и насколько дорого при восхождении на высоту им обходятся ошибки.
Ну а с жестокостью тут вообще история отдельная. Пускай многое происходит в полумраке, а то и в кромешной тьме, но создатели себе ни в чём не отказывают и щедро проливают в кадре кровь. Особого фокуса на ультранасилие в фильме нет, но эффектных сцен хватает. А некоторые эпизоды и вовсе могут смутить неподготовленную публику своим явным заигрыванием с хоррором. Да с непростым хоррором, а со слэшерами.
И ещё здорово, что даже скромный бюджет (на съёмки вроде бы потратили всего около 2.5 миллионов евро) не встал на пути у создателей и не помешал им создать компактный, но эффектный экшен-триллер с сильным закосом под фильм ужасов. И пускай «На краю» временами выглядит скромнее прошлогодней и тематически близкой «Вышки» (Fall), по накалу страстей он конкурентку превосходит. И не только отрабатывает обязательную жанровую программу, но и к финалу разгоняется до каких-то немыслимых скоростей.
Возможно, всё перечисленное может показаться путанным пересказом, скачущим с одного на другое. Тогда держите основную мысль: режиссёр Ховард Джей Форд на основе классического и даже банального сюжета снял заряженное динамичное кино, которое не только не даёт заскучать, но и просто не позволяет перевести дух и хоть немного отвлечься. На долю главной героини Келли выпало столько неприятностей, бед и проблем, что впору задуматься о насущной проблеме вселенской несправедливости.
И особенно ценно, что «На краю» получился не просто сборником эффектных моментов, но и цельной историей. Да, простой и незатейливой. Но впечатляющей и местами душераздирающей. А классические сюжетные глупости, как ни странно, тоже пошли в плюс, так как доходчиво иллюстрирую простую мысль: самые незначительные мелочи могут кардинально поменять жизнь. А то и вовсе её оборвать.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена