Недавно на основных игровых платформах вышел сурвайвл-хоррор The Callisto Protocol - чистокровный наследник великой серии Dead Space, разработанный её создателями. И казалось, что поклонников жанра ждёт если не шедевр, то как минимум бронебойный хит. Но в процессе разработки явно что-то пошло не по плану и итоговый результат многих попросту разочаровал.
В далёком будущем никакого прекрасного далёко так и не наступило, поэтому главный герой Джейкоб Ли вместе с другом и напарником гоняет по Солнечной системе и доставляет грузы. Но во время очередного заказа на судно дальнобойщиков проникает банда преступников и посадка на Каллисто, спутник Юпитера, оказывается жёсткой. А дальше - хуже: выжившие во время крушения Джейкоб и преступница Дэни попадают в тюрьму строгого режима «Чёрная жесть» (или Black Iron) и оказываются в эпицентре масштабной вспышки неизвестной инфекции, превращающей людей в уродливых кровожадных монстров. Всё, что остаётся немногочисленным уцелевшим - бороться за выживание и искать способ свалить из обезумевшего местечка...
The Callisto Protocol должна была стать совершенной и абсолютно идеальной игрой в своём жанре. Глен Скофилд - родной отец оригинальной Dead Space, - основал новую студию Striking Distance Studios под крылышком издательства Krafton и наобещал игрокам всего мира с три короба. Например, создать ультимативный и максимально страшный космический хоррор - такой, который отвесит пинка всем возможным конкурентам на годы вперёд. И заодно выпустить проект несуществующего уровня качества - аж AAAA.
В бесконечных интервью и видеодневниках сам Глен Скофилд и члены его команды старательно подпитывали интерес целевой аудитории к The Callisto Protocol и с горящими глазами рассказывали о том, что вдохновляются исключительно шедеврами кинематографа - хоррорами «Чужой» (Alien), «Нечто» (The Thing) и «Сквозь горизонт» (Event Horizon). Ну а выдающуюся формулу Dead Space, как это обычно и бывает, обещали усовершенствовать и осовременить.
Что могло пойти не так, если за дело взялись настоящие ветераны, отлично разбирающиеся в жанре? Оказывается, практически всё.
По недостаткам The Callisto Protocol до сих пор не проехался только ленивый. Но перед нами тот самый случай, когда игру не просто можно, но и нужно ругать. Хотя бы потому, что наследница культовой Dead Space сделала ставку на самое скучное, что было в прародительнице, и старательно дистанцировалась от всего, что прекрасно работало.
Например, в Striking Distance Studios решительно переделали боевую систему. Вместо тактического расчленения живучих и, конечно, до безобразия уродливых врагов предложили игрокам перейти на ближний бой. Ближний бой с изучением повадок инопланетных мутантов, обязательными уворотами от ударов, блоками, а также поисками окна для атаки. На смену плазменному резаку пришла электрическая дубинка тюремных охранников.
И да, боевая система действительно работает. Но только до поры до времени. Кажется, что всё идёт как по маслу: камера фиксируется на не в меру агрессивном недруге, игрок лихо уворачивается от атак, а затем зрелищно калечит и кромсает урода. Но система напрочь ломается в тот момент, когда на несчастного главного героя начинают выпускать сразу по несколько брызжущих гноем тварей. И тогда начинаются эпилептические припадки, когда камеру заносит в случайные стороны, а бедняга Джейкоб, простой космический дальнобойщик в непростых обстоятельствах, выхватывает от врагов буквально со всех сторон.
Ситуация чуть выправляется, когда на сцену выходит огнестрельное оружие... Но не так сильно, как хотелось бы. Дело в том, что оружие в The Callisto Protocol работает довольно странно: очень медленно стреляет, перезаряжается и трансформируется (да, на базе одного и того же пистолета и крупнокалиберного оружия главный герой вручную пересобирает все доступные варианты в реальном времени). И даже максимальная прокачка не решает огнестрел всех перечисленных проблем.
Поэтому разработчики буквально вынуждают использовать пистолеты, дробовики и винтовку либо в экстренных случаях, либо в комбо между рукопашными атаками, либо как «шокер», замедляющий врагов. Вынести врага вперёд ногами с помощью базового пистолета, конечно, можно, но ценой целой обоймы дорогих патронов или затратной специальной атаки.
Упростить жизнь игроку в неприветливом космическом раю призвана перчатка GRP - антигравитационное устройство, способное притягивать и отталкивать предметы и врагов. С помощью GRP очень удобно закидывать мутантов на удачно расположенные стены с шипами или швырять их в движущиеся части механизмов. Но проблема в том, что при необдуманной прокачке инвентаря и арсенала перчатка имеет все шансы остаться забавным, но не особо полезным устройством - сжирающим весь заряд батареи всего за несколько применений, чертовски долго перезаряжающимся и имеющим обыкновение отключаться в самый неподходящий момент.
Однако, боевую систему The Callisto Protocol с равным успехом можно как ругать за странно расставленные акценты, так и хвалить за определённую инновационность. Всё же не каждый день встретишь игру, которая считает себя сурвайвл-хоррором, но делает ставку на ближний бой. Мне она показалась перегруженной и переусложнённой - особенно на фоне элегантной и детально продуманной боёвки Dead Space.
Но с остальными недостатками игры смириться уже гораздо сложнее. Ладно максимально глупая и предсказуемая уже в прологе история - мы давно привыкли к тому, что высокобюджетные игры не балуют своих покупателей сложными моральными дилеммами и лихими сюжетными поворотами. Но во время прохождения The Callisto Protocol не покидает ощущение, что ты читаешь не самый талантливый фанфик по мотивам Dead Space.
Можно поругать новую игру Глена Скофилда и за общую тяжеловесность. Во-первых, даже тот нелепый и глупый сюжет, который есть, развивается чересчур неторопливо и пытается дразнить игрока интригой, которой на самом деле не существует. Во-вторых, Джейкоб, оказавшийся в эпицентре натурального ожившего ночного кошмара, не особо пламенно реагирует на ситуацию и ведёт себя максимально спокойно - неторопливо убегает от ревущих мутантов, долго перезаряжает оружие, с трудом замахивается своей электродубиной. А уж как здесь выглядит процесс лечения! Если вам повезло нарваться на неудобно расставленный чекпойнт с низким уровнем здоровья и угодить в засаду мутантов, то вам не дадут возможности подлечиться: применение аптечки запускает очень долгую анимацию, которую запросто прерывает любая сторонняя атака.
И моментов такого вот «превозмогания» в The Callisto Protocol множество. И связаны они отнюдь не с высокой сложностью или криворукостью конкретных игроков - нет, просто игра местами продумана и исполнена не так тщательно, как хотелось бы. Складывается впечатление, что в какой-то момент команда Striking Distance Studios во главе со Скофилдом решила, что первый Dead Space был излишне лихим и шустрым, а потому свою новую игру постарались максимально замедлить и усложнить.
Заодно и время прохождения увеличили - благодаря необходимости ползать по однотипным вентиляциям и протискиваться в тесные проходы. Понятно, что таким образом разработчики маскировали подгрузки локаций. Но спустя уже несколько часов подобная повторяющаяся рутина начинает бесить.
Кроме того, The Callisto Protocol катастрофически не хватает зрелищных эпизодов и моментов. Несмотря на то, что игра порой выдаёт очень и очень кинематографичную картинку, в ней почти нет запоминающихся эпизодов. Практически от начала и до конца игра оседает в памяти бессмысленным (во многом потому, что у приключений главного героя нет никакого внятного финала) и скучноватым забегом по однотипным локациям.
Да и вообще, однообразие - это настоящая болезнь The Callisto Protocol. В игре буквально мало всего: разновидностей монстров, моделей и типов оружия, ситуаций. И даже эпизод с обязательным стелсом, призванный разнообразить прохождение, разработчики затягивают до такой степени, что буквально начинает тошнить. Плюс не стоит забывать про битвы с боссами - завалить одного из них придётся аж четыре раза.
И даже к графике есть вопросы. Если в одни моменты The Callisto Protocol радует детальной проработкой всего и вся, то будьте уверены, что немного погодя авторы с помощью неотключаемых постэффектов обязательно постараются превратить окружение в мутную мазню. И это при том, что порой игра выдаёт по-настоящему впечатляющие виды и прекрасно нагнетает саспенс с помощью света и тени.
Не обошлось, конечно, и без багов. Причём версия хоррора для персональных компьютеров пострадала сильнее всех: сначала The Callisto Protocol пыталась кэшировать шейдеры в реальном времени и угнетала статтерами, а потом неизменно радовала чудовищными провалами производительности и графическими артефактами. Часть проблем создатели проекта уже решили патчами, но впереди им ещё точно предстоит огромное количество работы.
И в этот самый момент мы подходим к удивительному парадоксу. Несмотря на многочисленные недостатки The Callisto Protocol, есть в ней что-то затягивающее и увлекательное. Прохождение новой игры Глена Скофилда оказалось поездкой на американских горках: игра делала всё, чтобы я бросил её и навсегда удалил с SSD, но я почему-то боролся с негодованием и продолжал проходить её вопреки всему. Да, я искренне злился на разработчиков за то, что они благополучно растратили весь заложенный в проект потенциал и обманули ожидания преданных фанатов. И в то же самое время получал какое-то извращённое удовольствие от преодоления препятствий на пути к финальным титрам.
Почему? Да кто знает. Во всём виновата... магия.
The Callisto Protocol - это никудышный хоррор, который нисколько не пугает, и довольно средняя игра, которая до самого финала никак не может определиться, чем на самом деле хочет быть. Но вместе с этим - увлекательное приключение на несколько вечеров, которое хочется победить, несмотря на гигантское количество проблем и недостатков. Так что знакомиться с дебютным проектом Striking Distance Studios стоит исключительно на свой страх и риск. Но велика вероятность, что после пары-тройки мучительных часов оторваться уже не получится - вопреки всякому здравому смыслу.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена