В уходящем 2022 году стриминговый сервис Netflix преподнёс своим подписчикам столько неприятных сюрпризов, что даже к фэнтезийному хоррору «Тролль» (Troll) стоило относиться с опаской и недоверием. Но неожиданно монстрмуви про древнее разбушевавшееся существо из норвежских сказок и легенд от Роара Утхауга, режиссёра приключенческого боевика «Tomb Raider: Лара Крофт» (Tomb Raider), оказалось интересной и местами необычной фантазией на тему.
Нечто древнее и огромное пробудится в горах национального парка Довре и вырвется из ловушки, в которой провело много веков. Гигантское существо примется уничтожать всё, что встретит на своём пути. И когда чудовище приблизится к столице Норвегии, людям придётся как следует поломать голову над тем, как остановить «несуществующее» существо из древних легенд.
Вообще сразу хочется отметить, что Роар Утхауг в своём «Тролле» старательно копирует режиссёрскую манеру Майкла Бэя: в фильме, как и в первых «Трансформерах» (Transformers), хватает и уместного слоумо, и крупных планов, призванных подчеркнуть невероятные габариты титульного монстра, и монументальных взрывов во весь экран. Хватает и цитат из другой классики жанра - хотя бы из того же «Кинг Конга» (King Kong) Питера Джексона.
Вот только Утхауг выгодно отличается от своих учителей обилием самоиронии, крупицы которой разбрасывает то здесь, то там. Норвежец не столько пытается снять свою - скандинавскую - версию «Годзиллы» (Godzilla), сколько высмеивает современные монстрмуви, надёжно погрязшие в клише, штампах и бесконечных самоповторах. Поэтому главные герои пафосным речам предпочитают действительно уместные шутки, а вторжение гигантского тролля в современную Норвегию происходит настолько буднично, что в какой-то момент начинает казаться реальным.
Впрочем, в этом и заключается единственная, довольно специфическая проблема фильма. Дело в том, что при тех же исходных данных «Тролль» заметно отличается от привычных голливудских блокбастеров про гигантских чудовищ, крушащих человеческие города. Некоторые зрители наверняка решат, что фильму Роара Утхауга не хватает масштаба и привычной глянцевой картинки. Но другие наверняка увидят в этом достоинство - и попытку сделать не как у всех.
Как обычно и бывает в фильмах про огромных древних монстров, пробудившихся в современности, больше всего сочувствия вызывают именно чудовища. Люди, как обычно, стремятся уничтожить всё, чего не понимают и не хотят понимать, а гиганты против своей воли становятся угрозой выживания человеческой цивилизации. И особенно ярко этот конфликт режиссёр демонстрирует в финале, когда главные герои искренне радуются уничтожению уникального существа - единственного и последнего в своём роде.
Помимо наличия внятной смысловой нагрузки стоит похвалить и атмосферу «Тролля». Роар Утхауг снял действительно выдающееся монстрмуви, которое выделяется на фоне конкурентов - как минимум, не кажется беспросветно тупым и до безобразия затянутым. Но здесь, видимо, сыграла свою немаловажную роль принадлежность к магическому и сумрачному миру «скандинавского» кино.
И даже удивительно, что несмотря на свою кажущуюся необязательность «Тролль» оказался не просто эффектным развлечением на один вечер, но и одним из лучших эксклюзивов стримингового сервиса Netflix. Понятно, что древнему существу ещё есть куда расти. И наверняка возможное продолжение поднимет планку ещё выше.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена