Кинокомпания «Пионер» уже 4 августа 2022 года начнёт показывать в кинотеатрах фильм ужасов «Проклятие матери: Прятки на выживание» (Motherly). И это кино, которое постоянно обманывает ожидания. Режиссёр и сценарист Крэйг Дэвид Уоллес вместо малобюджетного трэша взял да и выдал эффектный камерный триллер, который пытается запутать зрителя на ровном месте и регулярно переворачивает историю с ног на голову.
Мать-одиночка Кейт живёт с дочерью Бет в доме посреди леса - и это единственное место, в котором она чувствует себя в относительной безопасности. Но вскоре Кейт начинает подозревать, что кошмар из прошлого собирается вновь проникнуть в их жизни. Как далеко зайдёт мать в попытках защитить своего ребёнка?
Если вы никогда не слышали про Крэйга Дэвида Уоллеса, то совершенно напрасно. Канадский кинематографист громко заявил о себе постмодернистским комедийным сериалом «Тодд и книга чистого зла» (Todd and the Book of Pure Evil), который снял по мотивам своей же одноимённой короткометражки. И спустя пять (или семь - как считать) лет закрепил успех полнометражным трэш-мультфильмом «Тодд и Книга Чистого Зла: Конец конца» (Todd and the Book of Pure Evil: The End of the End). Кроме того, Уоллес запустил и культовый в узких кругах сериал «Слэшер» (Slasher) - хоррор-антологию, с потрохами выкупленную стриминговым сервисом Shudder.
И на этом фоне особенно удивительно, что «Проклятие матери: Прятки на выживание» (на самом деле - «Материнский инстинкт» или «Материнство») заметно отличается от предыдущих работ постановщика. Фильм максимально далеко отошёл от прямолинейного хоррора и постарался стать максимально непредсказуемым триллером. Причём новинка вооружилась сразу охапкой неожиданных сюжетных поворотов.
Российское локализованное название пытается пустить пыль в глаза, но на самом деле никакой мистики в лице злых духов, демонов и беспокойных призраков здесь нет. Зато хватает игр разума: то, что начиналось как рядовая страшилка о вторжении в дом незнакомцев, довольно скоро перерастёт в напряжённую борьбу за выживание с элементами старого доброго «пыточного хоррора».
Обычно мне хочется надавать создателям фильмов по рукам, когда они начинают жонглировать флэшбеками, чтобы как следует затянуть процесс и добавить произведению видимости «глубины». Но в Motherly с этим всё неожиданно в порядке. Мало того, что все воспоминания о прошлом довольно стремительны и грамотно встроены в повествование - они ещё и отлично работают на создание атмосферы. Флэшбеки для Крэйга Дэвида Уоллеса становятся не самоцелью, а способом сломать хронологию. И именно благодаря нелинейному повествованию, в котором события настоящего перемешаны с событиями прошлого, режиссёру удаётся преподносить сюрпризы. И зрителям на протяжении всего фильма приходится гадать, кто в этой истории на самом деле герой, а кто - злодей.
И особенно сильно выручает фильм зашкаливающая эмоциональность. Редкий триллер обходится без элементов драмы, но «Проклятие матери» идёт ещё дальше и начисто обезоруживает критиков своей острой проблематикой. Сейчас модно рассуждать на тему неоднозначности всего и вся, а также повсюду видеть «серую мораль». Но тут постановщик и правда бьёт по больному и заставляет сопереживать сразу всем центральным персонажам.
Отдельно стоит похвалить «Проклятие матери» за идеальный хронометраж. Фильм ужасов идёт всего 80 минут, но Крэйг Дэвид Уоллес использует каждую минуту с толком. Постановщик не только успел рассказать внятную и цельную историю, но и не стал затягивать повествование понапрасну. Кроме того, небольшая продолжительность постоянно подстёгивает сюжет и вынуждает режиссёра наращивать динамику. И в итоге финальный третий акт получился не просто напряжённым, но и совершенно безумным: создатели триллера вываливают на зрителей шокирующую правду - и предлагают с ней просто смириться. А события проносятся на бешеной скорости.
При этом нельзя сказать, что хоррору не хватает деталей - наоборот, любопытных моментов в нём очень много. Просто Уоллес прекрасно понимает, что ему нужно для того, чтобы рассказать историю бесконечного ночного кошмара, в который всё глубже погружаются главные герои. А потому он избегает лишнего визуального шума и использует небольшой набор локаций.
И пускай в самые суровые моменты оператор норовит отвернуться, а большая часть жести происходит аз кадром, «Проклятие матери» невозможно назвать пресным или травоядным триллером. Нет, в ключевые моменты Крэйг Дэвид Уоллес даёт себе волю и крупным планом показывает жестокие убийства. Другое дело, что режиссёр не смакует подобные моменты и успешно избегает соблазна превратить кино в банальное «пыточное порно».
Разумеется, если вы не новичок в страшном жанре и имеете определённый культурный багаж, то наверняка без труда угадаете концовку триллера. Но подобная «предсказуемость» фильм не портит: во-первых, основной сюжетный поворот прямо вытекает из показанного, а во-вторых, убийцу и вовсе довольно легко вычислить с помощью обыкновенного перебора - персонажей здесь не так много. Но, опять же, подобная избирательная предсказуемость ничуть не портит сюжет - наоборот, начинаешь чувствовать себя хитрым и насмотренным зрителем.
Благодаря довольно странному названию могло показаться, что нас ждёт стандартнейший фильм ужасов, старательно эксплуатирующий распространённые родительские страхи. Но «Проклятие матери: Прятки на выживание» неожиданно оказался эффектным и эмоциональным камерным триллером, бьющим точно в цель своим душераздирающим финалом.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена