В июле стриминговый сервис Shudder выпустил мистический фильм ужасов «Молох» (Moloch). Казалось, что мы получим очередной остросоциальный европейский слоубёрнер, под который с чистой совестью можно и заснуть. Но на самом деле Нико ван ден Бринк снял образцовую современную страшную сказку.
Мать-одиночка Бетрик вместе с семьёй живёт в доме посреди леса - неподалёку от торфяных болот с дурной славой. Но однажды, после начала археологических раскопок неподалёку, посреди ночи в жилище главной героини врывается обезумевший незнакомец. Бетрик начинает искать объяснение произошедшему и неожиданно выясняет, что нечто очень древнее и злое на протяжении столетий охотится на членов её семьи...
Поначалу «Молох» может показаться очередным слоубёрнером, создатели которого очень долго запрягают сюжет и нагнетают атмосферу безысходности, чтобы в финале вывалить на зрителей какую-нибудь особенно лютую дичь - и перебить большинство главных героев почём зря. И в определённом смысле подобное мнение имеет право на жизнь: режиссёр и сценарист Нико ван ден Бринк действительно никуда не спешит и в первом акте только и делает, что знакомит аудиторию с персонажами и закладывает основу для мифологии.
Другое дело, что в «Молохе» совершенно нет того привычного уже псевдофестивального занудства, когда авторы кино задирают повыше нос и старательно делают вид, что раздвигают границы страшного жанра и работают на сферических «думающих» людей. И вообще - здесь и сейчас творят историю.
Нет, «Молох» от начала и до конца остаётся пускай и несколько неторопливой, но всё же динамичной и напряжённой мистической историей. Страшной сказкой, отряхнувшей с себя безнадёжно устаревшие средневековые мотивы. Но при этом с сильным налётом классики кинематографа. Нико ван ден Бринк, похоже, во время съёмок ленты вдохновлялся не столько культурой избитых и заезженных уже 80-х, сколько более редкой и неоднозначной эстетикой 70-х.
Особенно внимательно Нико ван ден Бринк работает с атмосферой. В самом начале постановщик непрозрачно намекает, что ничего хорошего главных героев хоррора не ждёт. И по мере развития сюжета кажется, что дело движется к неминуемой катастрофе. Играет на мрачную и тревожную атмосферу и в меру сумрачная - «пасмурная» - картинка: даже солнечные дни в «Молохе» не в силах отогнать надвигающуюся тьму.
Хотя не обошла картину стороной и определённая предсказуемость. Если нагнетать атмосферу и поддерживать общую интригу у Нико ван ден Бринка получается, то с запугиванием зрителя всё не так однозначно. Во-первых, режиссёр использует набор типовых клише устрашения, которые хоть и работают, но не особо впечатляют. Слишком уж предсказуемо расставлены немногочисленные скримеры, а основной монстр вообще не кажется опасным. А во-вторых, постановщику, похоже, куда интереснее драматическая составляющая истории. Поэтому большая часть хронометража «Молоха» отведена драме, а не хоррору.
Но как ни крути, а режиссёр Нико ван ден Бринк смог сделать главное: рассказал историю долгоиграющего семейного проклятия так, чтобы никто не уснул во время просмотра и не почувствовал себя обманутым после. «Молох» оказался качественным и атмосферным европейским хоррором, который не пытается навязать зрителям чувство неполноценности и не грозит раздвинуть рамки возможного. А ещё у фильма ужасов настолько чётко выверен ритм повествования, что от него тяжело оторваться.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена