До российских зрителей и поклонников страшного жанра добрался фильм ужасов «Чёрный телефон» (The Black Phone) - экранизация одноимённого рассказа Джо Хилла, сына Стивена Кинга. За хоррор по мотивам взялся настоящий ветеран - Скотт Дерриксон. Но совладать с первоисточником оказалось не так-то просто.
Денвер, 1978 год. Финни Шоу - застенчивый, но умный парнишка тринадцати лет отроду, которому не повезло стать жертвой серийного убийцы. Маньяк по прозвищу Граббер похищает подростка средь бела дня и запирает его в подвале своего дома. Кричать и звать на помощь бесполезно - повсюду звукоизоляция. Но неожиданно начинает звонить чёрный телефон, который даже не подключен к сети. В трубке Финни слышит голоса предыдущих жертв убийцы. И прежние обитатели подвала готовы помочь новенькому, чтобы он не повторил их печальную судьбу...
Экранизации чего бы то ни было - книг, комиксов или игр - всегда палка о двух концах. С одной стороны, авторы фильма получают возможность усилить своё произведение с помощью известного и актуального первоисточника, имеющего собственную армию преданных поклонников. Но с другой, рискуют и этих самых поклонников разозлить, и новую аудиторию разочаровать.
Случай с хоррором по мотивам рассказа «Чёрный телефон» Джо Хилла ещё более сложный. Сын Стивена Кинга написал максимально лаконичную и короткую историю, которую довольно легко пересказать одним абзацем. Кроме того, текст не особо богат на детали и подробности. Очевидно, что имеющегося в первоисточнике сюжета хватило бы максимум на короткометражку, а потому режиссёру Скотту Дерриксону и сценаристу С. Роберту Каргиллу пришлось многое додумывать и переделывать буквально на ходу. И в результате экранизация теперь имеет, пожалуй, только косвенное отношение к оригинальному рассказу.
Хотя стоит отдать Дерриксону и Каргиллу должное: большинство нововведений (о которых сам Джо Хилл, похоже, во время написания не задумывался) оказались в высшей степени удачными. Создатели кино заметно переработали как персонажей, так и их мотивацию, добавили абсолютно новых деталей и перенесли события в совершенно другую эпоху - в конец 70-х годов прошлого века. Поэтому странности рассказа получили гораздо более внятное и убедительное объяснение. Да и главный злодей из фигуры жалкой и безликой трансформировался в поистине пугающую.
Но если у режиссёра и сценариста получилось рассказать историю Джо Хилла лучше, чем, собственно, у самого Джо Хилла, то в чём проблема?
Основная проблема хоррора «Чёрный телефон» лежит на поверхности: несмотря на всю бесчисленную отсебятину истории по-прежнему не хватает сюжетного «мяса» для того, чтобы стать яркой и запоминающейся. А некоторые сюжетные линии просто повисают в воздухе за ненадобностью. Да, история зверств маньяка Граббера временами пугает - сложно представить, что такое чудовище может спокойно разгуливать на свободе и творить свои преступления. Но несмотря на то, что дети в Денвере постоянно пропадают, полиция не особо торопится с поисками похитителя, а местные жители не спешат реагировать. Линию сестры главного героя - Гвен - заметно расширили, но она, по сути, никакого влияния на происходящие события не оказывает. Как и в рассказе Хилла, спасение утопающих полностью ложится на плечи самих утопающих. И советы бесплотных духов жертв серийного убийцы помогают гораздо больше, чем вся суета живых персонажей.
И хотя основа «Чёрного телефона» исправно функционирует и все аккуратно развешанные на стенах ружья выстреливают в финале, сложно отделаться от мысли, что почти все второстепенные персонажи получились абсолютно бесполезными. Пока Финни стойко переносит все лишения в подвале Граббера и разговаривает с призраками жертв, остальные страдают какой-то ерундой.
Вдобавок Скотт Дерриксон и С. Роберт Каргилл не смогли побороть соблазн превратить вольную, но всё же экранизацию Джо Хилла в фанфик по мотивам произведений Стивена Кинга. Фильм ужасов «Чёрный телефон» полностью растерял всякий авторский почерк и превратился в очередную вариацию на тему кинговских кошмаров. Кроме того, в хорроре гораздо больше отсылок к произведениям короля ужасов, чем в первоисточнике. И в результате возникает странное ощущение, что прямо сейчас откуда ни возьмись на экране появится злобный клоун Пеннивайз, а Денвер спешно трансформируется в Дерри.
И перебороть ощущение вторичности во время просмотра категорически не выходит. «Чёрный телефон» постоянно кажется сборником лучших хитов Стивена Кинга, а не экранизацией довольное своеобразной прозы Джо Хилла.
В целом «Чёрный телефон» - это довольно стандартный, но крепкий фильм ужасов, который временами успешно справляется со своей основной задачей и пугает зрителей. Правда, Скотт Дерриксон решил пойти своим путём, а потому слишком часто отвлекается от основной канвы повествования на всякую ерунду.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена