В стриминговом сервисе Netflix отгремел финал фантастического хоррор-сериала «Очень странные дела 4» (Stranger Things 4). Казалось, что концовка, пафосно озаглавленная как Volume 2, расставит все точки в четвёртом сезоне и приведёт главных героев на порог эпичного финала. Но зрители неожиданно получили не просто пару бессвязных эпизодов, пытающихся увязать кучу сюжетных линий в одну, но и безнадёжно затянутый клиффхэнгер, прямо отсылающий к продолжению истории в пятом сезоне.
Пока все в диком восторге от четвёртого сезона «Очень странных дел», как поклоннику первого мне приходится сложно. Вроде бы нужно следовать тренду и тоже хвалить сериал. Но не выходит - просто потому, что Братья Дафферы свернули куда-то не туда ещё в третьем. И настолько разогнались, что, похоже, просто не понимают, что плавно превратить камерный фантастический хоррор в размашистый блокбастер у них не вышло.
Поначалу «Очень странные дела 4» (Stranger Things) мне совершенно не понравились. Просмотр первых двух-трёх эпизодов шёл со скрипом и норовил превратиться в пытку, потому что авторы шоу метались сразу между четырьмя (!) сюжетными линиями - расследованием серии загадочных убийств в Хокинсе, перезагрузкой способностей Одиннадцать, поисков, собственно, Одиннадцать и операцией по спасению шерифа Хоппера из заснеженной советской тюрьмы. Если честно, многовато для одного сезона сериала, не находите? Но сильнее всего раздражало, что не все сюжетные линии получились одинаково интересными - и значительные куски чудовищно раздутых в плане хронометража эпизодов приходилось просто стойко терпеть.
Но затем, эпизода с четвёртого я не на шутку увлёкся. «Очень странные дела 4» перестали казаться худшим сезоном всего сериала, а сюжетные линии начали выруливать к чему-то внятному и стали пересекаться и косвенно влиять друг на друга. Кроме того, Дафферы соизволили раскрыть пару значительных тайн собственной вселенной. И жить стало веселее.
Но после месячного перерыва вернуться к просмотру оказалось неимоверно трудно. Хотя бы потому, что два заключительных эпизода четвёртого сезона оказались худшими.
В последних двух сериях «Очень странных дел» проблемы «блокбастерного» подхода дали о себе знать особенно ярко.
Во-первых, авторам пришлось снова пойти на жертвы - и нескольких (самых интересных и неоднозначных) персонажей вывели из повествования. Не факт, что они окончательно и бесповоротно погибли, но суть в том, что прямо здесь и сейчас сценаристы воспользоваться ими не смогут. И получается, что все эти жертвы нужны ради того, чтобы выжившим было кого оплакивать. Оплакивать в кошмарно затянутом эпилоге, оборачивающимся неприкрытым клиффхэнгером.
Во-вторых, размах и обилие спецэффектов не делает «Очень странные дела» лучше. Наоборот, все заигрывания с высокобюджетным кино про масштабные разрушения и красочные взрывы здорово смещают фокус с центральных персонажей. И в результате начинает казаться, что главным героям уделяют слишком мало времени. Да, в кадре постоянно что-то происходит, но это что-то почти не двигает основную историю вперёд.
И в-третьих, Дафферы не совладали с драмой. Неожиданно выяснилось, что шоураннеры, продюсеры, сценаристы и режиссёры понимают «драму» как повод для того, чтобы герои безостановочно лили слёзы и страдали по несбывшемуся. И в итоге «Очень странные дела» из приключения с элементами ужасов превращаются в натуральную «Санта-Барбару» про бесконечные интриги и скрытые конфликты.
Ну и с отсылками и цитатами Дафферы в этот раз тоже перегнули палку. Понятно, что «Очень странные дела» всегда черпали вдохновение в культовых произведениях популярной культуры - создатели шоу обожают жонглировать пасхалками. Но в четвёртом сезоне цитаты из любимых фильмов и сериалов Дафферов становятся уже самоцелью - достаточно вспомнить сцену из финального эпизода, в котором Джим Хоппер подхватывает меч. Четвёртый сезон имеет наименьшую самостоятельную художественную ценность среди всех прочих - просто потому, что практически полностью соткан из чужих произведений.
«Очень странные дела 4» хочется похвалить, правда. Так или иначе, но Netflix продолжает развивать лучший ностальгический сериал про 80-е и ужасы маленького американского городка. Но с каждым годом мириться с недостатками, которые в упор не замечают Мэтт Даффер и Росс Даффер, всё сложнее. Эффектом новизны давно уже и не пахнет. И однозначных достоинств у сериала всё меньше. А вот посредственной актёрской игры всё больше.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена