Недавно окольными путями до российских зрителей добрался «Варяг» (The Northman) - псевдоисторический драматичный боевик Роберта Эггерса, мастера независимого сумрачного хоррора. Но если вы ждали стандартного эпика про сражения викингов и прочих древних скандинавов, то в лучшем случае получите театрализованное представление по мотивам их фольклора.
Чудом выживший наследник подло свергнутого конунга - Амлет - отправится в дальний путь, чтобы отомстить убийцам своего отца и заслужить право на престол. И во время своего путешествия он узнает, какую цену должен заплатить настоящий викинг...
Несмотря на то, что «Варяга» называют самым дорогим фильмом режиссёра и сценариста Роберта Эггерса (по слухам, на съёмки потратили около 80 миллионов долларов и построили множество аутентичных декораций), типичного и прямолинейного блокбастера ждать не стоит. Автор остался верен себе - и снял нечто настолько же неровное и психоделичное, насколько увлекательное и странное. Хотя от создателя хорроров «Ведьма» (The VVitch: A New-England Folktale) и «Маяк» (The Lighthouse) странно было бы ожидать иного.
Временами «Варяг», наверное, оправдывает ожидания публики: даёт зрителю сурового и брутального экшена - с кровищей, отрубленными головами и конечностями, а также пафосными речами. Но всё это обманка. На протяжении более чем двух часов хронометража Роберт Эггерс только и делает, что смешивает в одном фильме совершенно разные элементы.
Иногда «Варяг» напоминает сумасшедший хоррор про дикие времена и племена, потом стремительно мутирует в пафосную драму о судьбе и предназначении, а также страшной и кровавой мести. Кроме того, кино успешно притворяется как мелодрамой о поисках большой и светлой любви, так и театральной постановкой по мотивам скандинавских мифов и легенд.
В общем, вы уже наверняка догадались, что «Варяг» - кино многоликое. Но ещё это кино и очень неровное.
Ключевая проблема фильма заключается в том, что Роберт Эггерс, похоже, и сам толком не понимал, что конкретно и для кого снимает - и потому тащил в своё самое дорогое и масштабное кино всё, что нравится. Но это неизбежно привело к очень странному ощущению полнейшей хаотичности кадра. Независимо от того, насколько старательно работает с камерами оператор Джарин Блашке, ты никогда до конца не понимаешь, чем ценен конкретный момент.
Ну, то есть понятно, кто куда побежал или пошёл, что кому сказал и к чему это всё привело. Но в «Варяге» очень сложно разглядеть глобальный замысел создателя. Довольно прямолинейная история мести беглого принца Амлета, одержимого желанием покарать убийцу отца, постоянно спотыкается о детали - занятный, но не всегда уместный визуал, спонтанную лирику и невнятную рефлексию. В результате банальный сюжет тонет под ворохом разнообразных финтифлюшек, которые, конечно, украшают общую картину, но не несут в себе ни дополнительного смысла, ни самостоятельной ценности.
И особенно странно наблюдать попытки Эггерса превратить камерный ревендж-триллер в полномасштабную и размашистую средневековую драму. Чем сильнее постановщик давит на эпик и суровый нордический характер главных героев, тем более нелепыми кажутся продолжительные (и бессодержательные) диалоги. А ближе к финалу градус пафоса превышает все мыслимые пределы - и «Варяг» превращается в безмерно затянутую и перегруженную самопародию.
Роберт Эггерс, безусловно, человек талантливый - и в будущем он наверняка снимет ещё множество успешных и самобытных картин. Но перед работой над «Варягом» режиссёру стоило бы задуматься о своей цели - и понять, чего он на самом деле хочет добиться в конкретном случае. Развлечь публику? Напугать зрителей? Воодушевить? Потому что всерьёз воспринимать громоздкое и неубедительное нечто, сшитое из вороха идей, сложно чисто физически.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена