Недавно отгремел в кинотеатральном прокате, а теперь вышел в стриминговых сервисах ностальгический фильм ужасов X («Икс»). Поначалу могло показаться, что режиссёр и сценарист Тай Уэст решил снять свою версию культового слэшера «Техасская резня бензопилой» (The Texas Chainsaw Massacre), но с подвохом. Но довольно скоро все поняли, что постановщик решил всласть поиздеваться над поджанром хоррора, в котором деревенские гоняются с вилами и топорами за городскими.
Если честно, в случае с X («Икс») стоит избегать любых спойлеров. Не потому, что сюжет фильма ужасов получился каким-то невероятно глубоким (хотя бы по меркам жанра) или необычным. Нет, дело в том, что во время просмотра кино постоянно преподносит сюрпризы. И большинству зрителей стоило бы приобщаться к нему без всякой предварительной подготовки - для того, чтобы усилить эффект новизны и неожиданности.
А теперь несколько предложений о сюжетной завязке. В 1979 году начинающие кинематографисты решают заняться созданием фильмов для взрослых. Не столько по идейным соображением, сколько ради славы и лёгких денег. И главные герои не придумывают ничего лучше, чем подыскать подходящую натуру для съёмок в сельской местности Техаса. Однако, пожилые местные жители не дремлют - и решают дать отпор заезжим распутникам...
Если вы уже морально приготовились к очередному кровавому побоищу в духе «Техасской резни бензопилой», то немного повремените. Нет, Тай Уэст, конечно, понимает, на что рассчитывает аудитория - поэтому мяса и крови будет в избытке. Другое дело, что постановщик антологии «З/Л/О» (V/H/S) и хорроров «Дом дьявола» (The House of the Devil), «Последние каникулы 2» (Cabin Fever 2: Spring Fever) и «Таинство» (The Sacrament) не спешит раскрывать все карты в первые же минуты. Поэтому какое-то время у X уходит на обязательную раскачку.
Зато примерно в середине фильма ужасов история начинает набирать обороты - и на бешеной скорости несётся к самому финалу.
Возможно, стоило бы окрестить «Икс» очередным феминистским манифестом: во-первых, сначала в хорроре погибают сплошь мужчины и до поры кажется, что женская команда выживальщиц обязательно доберётся до финала в полном составе; а во-вторых, заметную часть экранного времени героини постулируют свою независимость, свободу и равенство с «сильным полом» - короче, делают смелые заявления на фоне эпохи конца 70-х.
Но на самом деле всё перечисленное не так важно для восприятия ленты. Ну, хотя бы потому, что Тай Уэст приложил все мыслимые и немыслимые усилия для того, чтобы снять нечто настолько безумное и постмодернистское, что камня на камне не оставит от привычных клише, штампов и нарративов.
Стоит хотя бы на секунду абстрагироваться от той жести, что творится в X («Икс»), как всерьёз воспринимать происходящее становится не просто сложно, а невозможно. Если и стоит когда-то говорить о том, что создатели перегибают палку, то точно в конкретном случае.
На протяжении почти двух часов хронометража Тай Уэст только и делает, что неустанно ломает привычный шаблон. И пускай до поры X действительно притворяется хоррором (постмодернистским, комедийным, но всё же), в какой-то момент он сбрасывает маску. И оказывается безумной чёрной комедией без тормозов и чувства дозволенного. Всё, чем занимает Уэст в своём свежем жанровом эксперименте - старательно высмеивает жанровое же кино. И лихо раздаёт пинки привычным коммерческим страшилкам, делающим основную ставку на жестокость и шокирующий контент.
Ну а ближе к финалу X («Икс») и вовсе превращается в нечто абсурдное и неописуемое. Тай Уэст только и делает, что плюёт на нормы морали. Постановщику начисто отказывает чувство меры и он показывает настолько странные и нелепые сцены, что их невозможно воспринимать всерьёз. И тогда начинаешь понимать, что конкретный фильм ужасов сняли не для того, чтобы напугать зрителя, а чтобы как следует насмешить неравнодушных людей. А также для того, чтобы хоть немного сбить спесь с современного «авторского» кино.
Понятно, что X («Икс») точно не стоит смотреть людям, желающим получить привычное страшное кино. Перед нами фильм ужасов, который не предпринимает вообще ничего, чтобы выполнить свою основную задачу - напугать. Зато Тай Уэст сумел сделать главное - вывернуть привычную концепцию сельского слэшера наизнанку и поиздеваться над критиками, привыкшими во всех хоррорах искать второе дно и неочевидную мораль.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена