Свершилось. Кинокомпания Russian World Vision помогла скандинавскому хоррору «Скрежет» (Pahanhautoja или Hatching) добраться до российских кинотеатров - он выходит уже 7 апреля 2022 года. По трейлеру можно было решить, что нас ждёт диковатая, но всё же банальная сказка про монстра, испортившего жизнь обычной семьи. Но неожиданно выяснилось, что постановщица Ханна Бергхольм сняла довольно мрачную драму о том, как люди своими же руками рушат свои жизни. А также жизни родных и близких.
Но если вы опасаетесь, что придётся долго и нудно вникать в происходящее на экране - расслабьтесь. Несмотря на попытки казаться типичным современным слоубёрнером, «Скрежет» на самом деле стартует довольно бойко. В первые же минуты нам выдают сюжетную завязку. Двенадцатилетняя Тинья, кажется, живёт в идеальной семье - настолько идеальной, что впору печатать фотографии счастливых людей в рекламных буклетах. Но на самом деле всё это лишь иллюзия - красивая картинка, которая нужна матери Тиньи для развития её видеоблога.
Кроме того, Тинья вынуждена всеми способами угождать властной матери, которая лучше членов семьи знает, что им на самом деле нужно. Мать пытается вырастить из дочери профессиональную спортсменку, но девочке, кажется, не очень-то и нравится гимнастика, которой она вынуждена заниматься. И вдобавок родительница демонстрирует своё истинное лицо в первой же сцене, когда сворачивает шею птице, посмевшей нарушить её покой. И покусившейся на представление о прекрасном.
И несмотря на то, что в сюжетном уравнении довольно скоро появляется самый настоящий монстр (чудовище буквально вылупляется из яйца, обнаруженного юной главной героиней), чистокровного монстрмуви ждать от «Скрежета» всё же не стоит. Дело в том, что с первых и до последних минут фильм ужасов режиссёра Ханны Бергхольм фильмом ужасов в основном старательно притворяется.
Нет, только не подумайте, что «Скрежет» совсем не пугает. В хорроре найдётся как минимум несколько нестыдных скримеров для поклонников эффектных «пугалок». Да и с атмосферой у него тоже всё отлично - история полна эффектных деталей и наверняка произведёт впечатление на зрителей. Ну, так или иначе.
Но в основном «Скрежет» - это суровая и злободневная драма, которая пугает совершенно бытовыми вещами, к которым многие привыкли. И которые очень многие люди принимают как должное. Например, властная мать Тиньи только и делает, что убеждает дочь в её любви к художественной гимнастике, а также в важности соревнований. Но на самом деле все спортивные достижения нужны только женщине, ощущающей внутри бесконечную пустоту. В какой-то момент она даже говорит, что была уверена в том, что хотя бы успехи дочери в спорте сделают её счастливой. Вдобавок родители Тиньи практически не пересекаются в реальной жизни - вне фальшивых видеозаписей для блога: пока отец занимается воспитанием младшего брата и садоводством, мать тайно встречается с любовником.
Неудивительно, что Тинья начинает заботиться о некстати свалившемся на голову чудовище. И в результате начинает видеть в кровожадном и ревнивом монстре друга.
Очевидно, что в истории про монстра всё обязательно пойдёт наперекосяк - и в «Скрежете» довольно скоро ситуация тоже выходит из-под контроля. Безразличие родителей и отсутствие друзей оставляет Тинью в вынужденной изоляции. И странная дружба со стремительно трансформирующейся тварью эту вынужденную изоляцию только усугубляет.
Поэтому во второй половине фильма приходит чёткое понимание, что ничем хорошим для главных героев «Скрежет» не закончится. Монстр, символизирующий подавленный гнев, окончательно и бесповоротно вырвется на волю и начнёт калечить всех, до кого доберётся. А Тинья окажется перед непростым выбором: защитить семью, в которой чувствует себя чужой, или отпустить ситуацию и наблюдать за происходящим со стороны.
При этом удивительно, что Ханна Бергхольм не тратит времени понапрасну и не старается растягивать хронометраж. Несмотря на общие неторопливость и визуальную простоту, «Скрежет» нельзя назвать ни скучным, ни блёклым хоррором. Наоборот, общая камерность помогает постановщице сконцентрировать внимание зрителей на важной проблематике - и не отвлекаться по пустякам. Например, попытках отработать обязательную жанровую программу.
Бывают ужасы скучные, порой - нестрашные. Но иногда выходят драмы, которые пугают гораздо сильнее всяких хорроров. И «Скрежет», пожалуй, из их числа.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена