Что общего может быть у оскароносного сценариста и режиссёра независимого европейского кино? Ну, например, комедийный хоррор «Дорога в ад» (известен также как «Привет с дороги в ад» и «Шоссе в ад», а также Highway to Hell), который оказался настолько сумасшедшим, что прокатчики не знали, что с ним делать.
На самом деле комедийный фильм ужасов «Дорога в ад», больше смахивающий на страшную сказку, стал для меня особенным ровно по одной причине. Дело в том, что впервые с культовым шедевром Ате де Йонга я столкнулся в детстве: увидел у кого-то в гостях самое начало хоррора - в ужасном качестве пиратской VHS, с привычной одноголосо-гундосой озвучкой, - и заболел. Пускай целиком я кино тогда не посмотрел, но меня долгие годы преследовал образ того самого адского копа - страшного лысого мужика в очках, обгоревшего, с головой, покрытой загадочными символами.
В уже более взрослом и осознанном возрасте я пытался выяснить, что за фильм ужасов едва не посмотрел, но все попытки заканчивались ничем. Поисковики наотрез отказывались выдавать внятные ответы, хотя я вполне неплохо помнил сюжетную завязку. И недавно, буквально позавчера я наткнулся на ностальгический обзор на одном из англоязычных жанровых сайтов. И понял, что многолетние поиски завершились успехом.
Сюжетная завязка не хватает звёзд с неба - она целиком и полностью в традициях малобюджетного кино рубежа 80-х и 90-х годов прошлого века. Паренёк Чарли, безумно влюблённый в свою девушку Рэйчел, ни придумал ничего лучше, чем сбежать с ней из дома в Лас-Вегас. А всё потому, что они решили втайне от родителей пожениться. Но попытки добраться до пункта назначения по безлюдным трассам оборачиваются катастрофой: парочка влюблённых сталкивается с ужасным адским полицейским - сержантом Бедламом, похищающим девушек для самого Дьявола. И Чарли без лишних сомнений отправляется в Ад, чтобы вырвать любимую из лап демона...
Нужно сказать, что у хоррора «Дорога в ад» довольно непростая судьба. Ленту в тяжёлых условиях снимали в реальных пустынях Аризоны и Юты, но в итоге полностью готовую картину в 1989 году положили на полку. Дело в том, что крупные прокатчики отказались от релиза, а небольшая кинокомпания Sovereign Pictures попросту не знала, как продавать и позиционировать кино. В итоге «Дорога в ад» пролежала в архиве до 1991 года, пока не вышла в ограниченном театральном прокате Европы. А год спустя добралась и до зрителей в США, но уже преимущественно на видеокассетах и через видеопрокаты.
И это печально, потому что творение режиссёра Ате де Йонга, так и не снискавшего успеха в Голливуде, заслуживает громкой славы.
Дело в том, что даже спустя больше тридцати лет «Дорога в ад» прекрасно выглядит - с поправкой на безнадёжно устаревшие спецэффекты, разумеется. Во-первых, в фильме прекрасно выдержан ритм повествования: провисающих и тем более лишних сцен, кажется, вовсе нет, а уместные шутки здорово оттеняют общую бредовую атмосферу. Во-вторых, суть осталась неизменной - это по-прежнему весёлое и местами жутковатое лихое приключение в сюрреалистичном и довольно пёстром Аду. И в-третьих, мораль сказки (или басни) ничуть не устарела и полностью прошла проверку временем.
Даже удивительно, как много труда вложили авторы в «Дорогу в ад». Зачастую малобюджетные ужасы не могут похвастаться ни внушительными декорациями, ни разнообразными монстрами, ни обилием ярких сцен. Создателям приходится экономить бюджет и фокусироваться на основной сюжетной линии. Но Ате де Йонг замахнулся на настоящий трэш-блокбастер: несмотря на то, что действие происходит преимущественно в пустыне и её окрестностях, всевозможного разнообразия хватает.
На основе мифов, легенд и нелепых анекдотов народов мира Брайан Хелгеленд - к слову, будущий известный голливудский сценарист и обладатель премии Оскар за лучший адаптированный сценарий фильма «Секреты Лос-Анджелеса» (L.A. Confidential) - сумел сочинить абсолютно безумную, но при этом простую и понятную историю. А также крупными мазками, но подробно изобразил парадоксальную вселенную. Загробный мир (конкретно Ад) в версии Ате де Йонга и Брайана Хелгеленда предстаёт одновременно кошмарным, но завораживающим местом. Если кого-то ждут банальные пытки (за благие намерения, приводящие известно к чему, грешные души буквально разбирают на части), то отдельных представителей человечества истязают гораздо изобретательнее. Самовлюблённого и самоуверенного головореза Ройса, помешанного на собственной исключительности, Дьявол отпускает на все четыре стороны - он волен колесить со своей бандой по пустыне. Но беда в том, что Ройс всё равно остаётся пленником - и вынужден мародёрствовать в одних и тех же декорациях вечно.
Кроме того, плотность событий в «Дороге в ад» зашкаливает. Когда Чарли попадает в чуждую для себя среду, зрители вместе с героем погружаются в новым мир, вечно существующий по своим причудливым законам. Но пускай Ад в фильме ужасов и кажется забавным, наблюдать за происходящим в нём, разумеется, стоит исключительно с безопасного расстояния.
Возможно, если бы авторы «Дороги в ад» сумели бы сразу объяснить прокатчикам, что сняли искромётный комедийный хоррор на века, судьба фильма сложилась бы совершенно иначе. Например, он не пролежал бы на полке несколько лет и добрался бы до массового зрителя. Но настоящее чудо и большая удача, что лента вообще увидела свет. Очередное культовое кино, которое заслуживает большего.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена