Недавно в стриминговом сервисе Netflix вышел испанский фильм ужасов «В сердце пустоши» (и ещё «Пустошь», «Чудовище», El páramo или The Beast). Хотелось бы сказать, что режиссёр и сценарист Давид Касадемунт снял камерный и эффектный хоррор, нагоняющий жуть с помощью беспросветно мрачной атмосферы. Но проблема в том, что во второй половине создатель ленты напрочь позабыл, что на самом деле собирался рассказать зрителю - и свёл всё к дурацкому анекдоту.
Если вы знакомы не только с голливудскими хоррорами, но также и с европейскими, то наверняка знаете про общую проблему испанских фильмов ужасов. Дело в том, что испанцы очень хорошо умеют пускать пыль в глаза наивным зрителям. Сначала они показывают совершенно дикие ситуации и заставляют сопереживать главным героям. Затем заставляют гадать об истинных причинах происходящего и строить догадки о том, к какому финалу придёт история. Но проблема всегда подстерегает в конце: испанские фильмы ужасов просто обожают заканчиваться ничем. Точнее, их создатели очень любят выдавать безмерно пафосное, но абсолютно бессодержательное послесловие, которое заставляет гадать о том, был ли в показанном хоть какой-то смысл.
И «В сердце пустоши» Давида Касадемунта следует тем же курсом и продолжает «славную традицию». Вместо того, чтобы за полтора часа обрисовать картину показанного мрачного мира хотя бы широкими мазками, а также привести главных героев к мало-мальски внятному финалу, он только и делает, что безостановочно жонглирует клише. И вынуждает скучающую аудиторию проводить параллели с безрадостной реальностью.
Но беда в том, что фильм вообще не даёт никаких ответов на многочисленные вопросы зрителей. Ощущение загадки или тайны - это, конечно, хорошо. Но не тогда, когда произведение почти полностью состоит из ожидания срыва покровов, которого не будет.
Если вы отважитесь посмотреть «В сердце пустоши», то наверняка впечатлитесь его мрачным очарованием. История непростого выживания семьи посреди ничего, оставленного вскользь упомянутой «войной», действительно захватывает. Муж с женой и малолетним сынишкой прячутся посреди пустоши от плохих людей и загадочного «чудовища» и неплохо справляются, пока не обнаруживают раненого незнакомца в лодке. И сразу после этого события набирают ход, а прежняя непростая, но размеренная жизнь семьи летит в тартарары...
К сожалению, на редкость удачная конструкция фильма ужасов рушится в тот момент, когда понимаешь, что под ней нет прочного основания. Авторская задумка это была или досадная случайность, но «В сердце пустоши» только и делает, что разочаровывает. Вся вторая половина хоррора - это бесконечная поездка на сломанной карусели, которая всё никак не останавливается: Давид Касадемунт запирает оставшихся в живых главных героев в четырёх стенах и постоянно эксплуатирует одни и те же художественные приёмы. А всё ради того, чтобы отделаться от зрителей пошловатой концовкой, ставящей под сомнение реальность произошедшего в принципе.
Понятно, что сюжет «В сердце пустоши» - это типичная метафора. Самые впечатлительные решат, что авторы иносказательно демонстрируют кошмары пандемии и вынужденной изоляции. И показывают, как катастрофически влияет постоянный стресс на человеческую психику. Менее подверженные рефлексии зрители подумают, что хоррор в очередной раз запугивает перспективой новой глобальной войны. И все по-своему будут правы.
Но факт в том, что «В сердце пустоши» - это на самом деле очередной беспомощный испанский хоррор, в котором нет ничего, кроме формы. Давид Касадемунт настолько заигрался в визионера, что, похоже, просто не стал наполнять происходящее на экране содержанием. Критики, возможно, попытаются объяснить, что это было - и таким образом выполнят работу постановщика. Но большинство зрителей наверняка покрутят пальцем у виска.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена