Авторы шпионского боевика «Не время умирать» (No Time to Die) обещали не просто попрощаться с Джеймсом Бондом в исполнении Дэниэла Крейга, но и проводить культового героя под звуки аплодисментов. Кроме того, создатели взвалили на себя двойную ответственность, потому что взялись за юбилейный - двадцать пятый - фильм долгоиграющей «бондианы». Но что получили фанаты агента 007 после пяти лет ожидания?
В первые же полчаса становится понятно, что «Не время умирать» сломан. В фильме точно что-то не работает. Или работает, но не так, как задумывалось изначально. Хотя к планированию тоже много вопросов: режиссёр Кэри Фукунага признавался в интервью, что снимал 25 фильм про Джеймса Бонда, агента 007 без готового сценария, а начало съёмок совпало с травмой Дэниэла Крейга и создателям боевика приходилось работать без своей главной звезды. Кроме того, Фукунага впоследствии и вовсе заявил, что до самого финального монтажа у него не было в голове цельной истории и он толком не понимал, что именно делает или уже сделал.
Достаточно упомянуть и о творческом конфликте, который, собственно, привёл к назначению Кэри Фукунаги на пост режиссёра. Изначально финал современной бондианы должен был снимать британский визионер Дэнни Бойл, но он напугал продюсеров своей бескомпромиссностью: поговаривают, что постановщик хотел свести основной конфликт к «русской угрозе» и показать абсолютного злодея. И этого Барбара Брокколи, конечно, принять не смогла.
Получается, что беды разного калибра и масштаба преследовали двадцать пятую часть бондианы с самого старта. Но и готовому фильму пришлось несладко: к премьере в ноябре 2019 года «Не время умирать» не успел, а выйти в 2020 году помешала пандемия коронавируса COVID-19. А когда стало понятно, что фильм за прошедшие полтора года заметно устарел (в плане продакт-плейсмента точно), No Time to Die отправили ещё и на пересъёмки.
Разумеется, «Не время умирать» я поначалу ждал с нетерпением. Но чем больше проходило времени (точнее - лет), тем менее обязательным и интересным выглядел финал приключений Джеймса Бонда в исполнении Дэниэла Крейга. Причём трейлеры подтвердили многочисленные опасения. Помятый и уставший от жизни 007 с трудом поспевал за ходом времени и казался медлительным динозавром, пришельцем из прошлой эпохи. А создатели только и делали, что отвлекали зрительское внимание милыми пасхалками и отсылками, призванными подсластить горькую пилюлю грядущего расставания с героем, а также вызвать тёплый приступ ностальгии.
Признаюсь честно, «Не время умирать» я начал смотреть не от большого желания, а из принципа. Было интересно, как именно авторы завершат историю Бонда-Крейга и в каком месте поставят жирную точку. И должен сказать, что получил именно ту порцию разочарования, на которую и рассчитывал. Не больше, но и не меньше.
Пересказывать сюжетные синопсисы частей бондианы - дохлое дело. Достаточно сказать, что и в этот раз Джеймс Бонд будет вынужден спасать мир от очередной глобальной угрозы. А тёмное прошлое не раз и не два нагонит и даже обгонит великого и ужасного агента 007, в этот раз удивительным образом разучившегося просчитывать все свои действия на десять шагов вперёд. Не обойдётся и без привычных двойных, а то и тройных предательств. Так что следует отметить, что в плане сюжетной канвы создатели фильма следуют проложенному предшественниками курсу.
Не обойдётся и без привычной клюквы. Пускай в этот раз специфической ягоды в кадре будет не так уж много.
Но главное, чем разочаровывает новый Бонд - непреходящим ощущением усталости. Как ни печально это признавать, но Дэниэл Крейг уже не может похвастаться прежней прытью. А фильм кажется безнадёжно устаревшим ещё и потому, что разрабатывать его начали ещё лет пять назад - когда мир был кардинально другим.
«Не время умирать» - это действительно безнадёжно устаревшее, а не старомодное кино, вынужденное существовать и функционировать в эпоху социальных сетей, мессенджеров и высокоскоростного интернета. Джеймс пытается угнаться за эпохой, но по-прежнему гораздо увереннее себя чувствует в мире Aston Martin и смокингов, чем во вселенной ДНК-нанобот-вирусов, прицельно убивающих неугодных без шума и пыли.
Забавно, что серия-конкурент «Миссия: Невыполнима» (Mission: Impossible) начинала примерно с тех же позиций, но в итоге двинулась кардинально иным путём. Если условно реалистичные приключения «нового» Джеймса Бонда постоянно обрастали неубедительными и откровенно фантастическими элементами, то сага про Итана Ханта продолжала цепляться за ту самую киношную «реальность», оставаясь при этом типичным фантастическим шпионским боевиком.
Разница видна даже в подходе создателей. Там, где авторы «Миссий» делают ставку на съёмки в реальных условиях и масштабные практические эффекты, создатели «Бондов» всё сильнее опираются на компьютерную графику и всё больше отрываются от физики реального мира.
И это порождает крайне странный конфликт формы и содержания. «Не время умирать» старается казаться реалистичным (имеется в виду кинематографическая «реалистичность», о причудах которой можно говорить часами) фильмом, но всё время превращается в бледное подобие современных кинокомиксов. Вот только главный герой этого кинокомикса уже до такой степени устал спасать мир, что только и ждёт повода оставить это неблагодарное занятие.
Одно дело, когда в кадре сражается толпа супергероев в пёстрых костюмах. а вокруг творится форменное безумие. И совсем другое, когда в эпицентре происходящего оказывается лучший шпион MI-6, которому по долгу службы положено оставаться в тени и привлекать как можно меньше внимания.
Что уж тут говорить, про давно назревший внутренний конфликт главного героя. Даже в последнем фильме Бонду не позволили потратить время на то, чтобы попытаться забыть о прошлом и начать уже жить настоящим. Да и о какой рефлексии можно говорить, если ещё не все погони пройдены и секретные лаборатории разрушены. Всё, что остаётся 007 - только кататься по кругу на хорошо знакомой карусели.
В итоге «Не время умирать» ожидаемо не может усидеть на двух стульях. Поклонникам прежней бондианы едва ли понравится вымученная и обрывистая история, полная противоречий и роялей в кустах. Подобные проблемы и раньше преследовали цикл, но столь сильно бросались в глаза только в откровенно проходном «Кванте милосердия» (Quantum of Solace). А современным зрителям, обожающим современные же кинокомиксы, едва ли понравится бледная калька со всего на свете со скучным и неповоротливым главным героем. Остаётся только порадоваться, что конкретно этот агент 007 окончательно и бесповоротно ушёл на покой.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена