Благодаря развитию стриминговых сервисов всё больше стран осваивают непростой, но универсальный жанр хоррора. И очередной любопытной новинкой стал итальянский фильм ужасов «Секта» (Il Nido или The Nest). На самом деле режиссёр и сценарист Роберто Де Фео завершил кино ещё в 2019 году, в ограниченном прокате оно вышло в 2020 году, но до широкой публики добралось совсем недавно. И как выяснилось, ожидание того стоило.
Если вы не следите пристально за происходящим в жанре, то могли пропустить постмодернистский и постироничнй слэшер «Классическая история ужасов» (A Classic Horror Story), который Роберто Де Фео создал совместно с напарником Паоло Стрипполи. Хоррор вышел на Netflix в июле 2021 года и в очередной раз доказал, что жанровое кино умеют снимать не только в Голливуде. И пускай хоррор высмеивал сразу множество избитых сюжетных штампов и клише, в итоге он оказался довольно простым, пускай и продуманным развлечением.
Но «Секта» того же Роберто Де Фео куда более сложный фильм ужасов. Пускай хоррор так же выстроен всего вокруг нескольких диковатых сюжетных поворотов и довольно предсказуемой концовки (о причинах происходящего внимательные и насмотренные зрители наверняка догадаются задолго до финала), он практически целиком лишён юмора. Нет, несколько удачных шуток в фильме ужасов, конечно, есть. Но основа «Секты» - это мрачная и тяжёлая атмосфера непреходящей тревоги.
Как и в лучших образцах жанра, Роберто Де Фео старательно изматывает зрителей неизвестностью и время от времени демонстрирует крайне эмоциональные сцены. И пускай хоррор невозможно назвать излишне кровавым, от этого он не перестаёт быть жестоким. Другое дело, что по-настоящему страшные вещи в нём происходят без активного членовредительства: автор делает ставку именно на психологизм, а не натурализм. Хотя совсем уж без последнего тоже не обошлось.
Начинается «Секта» привычно. Юный Самуэль прикован к инвалидной коляске, а потому вынужден жить вдали от цивилизации - в поместье вместе с матерью, слугами и друзьями семьи. Но сразу становится понятно, что в доме и на ферме происходит нечто очень и очень странное. Мать Самуэля - Елена - пользуется у обитателей поместья абсолютным авторитетом, а потому правит округой железной рукой. Женщина единолично решает кого карать, а кого миловать. А для обитателей фермы самое страшное наказание - быть изгнанными. Но в чём дело на самом деле? Почему местечковый культ до сих пор существует, а его члены не разбежались? И какую страшную тайну скрывают от Самуэля?
На самом деле слово «Секта» в названии - это очередные происки российских локализаторов, сбивающих с толку зрителей. И в оригинале, и в англоязычной версии хоррор называется «Гнездо» - хотя бы потому, что никакой секты в фильме ужасов нет. Как и каких-либо культов.
Суть «Секты» вообще в другом. Если поначалу Роберто Де Фео старательно запугивает зрителей ощущением тайны и неизвестностью, в которых беспомощно барахтаются главные герои, то позже, когда приходит пора раскрыть карты, он пугает уже честностью и правдой. Кроме того, концовка хоррора в последние минуты делает такой кульбит, что не будет ничего удивительного в том, если злодеи и герои в вашем восприятии неожиданно поменяются местами.
На протяжении почти двух часов Роберто Де Фео пытается донести простую мысль: благими намерениями вымощена дорога в ад. С одной стороны, Елена, мать Самуэля, делает ради сына всё, что может - и порой переходит все границы разумного, дозволенного и человечного, отваживается на чудовищные поступки. Но стоит ли оправдывать зло, которое она творит из лучших побуждений, в попытках защитить сына?
Самое прекрасное в «Секте» то, что режиссёр не даёт прямых и однозначных ответов на все накопившиеся у зрителей вопросы. В финале он просто ставит нас перед фактом и показывает, что происходит на самом деле. Но что будет дальше? Стоила ли игра свеч? И что делать с полной свободой тому, кто не может ей распорядиться? Ответы на перечисленные вопросы предстоит искать самостоятельно.
Кроме того, «Секта» не только прекрасно выглядит и звучит. И не только ощущается идеально выверенным фильмом ужасов, исправно работающим на протяжении всего хронометража подобно отлаженному механизму. Роберто Де Фео сумел сделать главное: он не только выбил у зрителей почву из-под ног в финале, но и заставил задуматься о моральной стороне происходящего. Разумеется, то, что творят злодеи в хорроре, нельзя оправдывать. Но как бы поступил на их месте любой другой человек, оказавшийся перед подобной дилеммой?
Неожиданно итальянский хоррор пробудился и сбросил с себя оковы сна. «Секта» - это эффектный и красивый фильм ужасов. А также попытка исследовать известный парадокс: в какой момент герои становятся злодеями, а освободители превращаются в тиранов?
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена