До российских кинотеатров с большим опозданием добрался фильм ужасов «Оленьи рога» (Antlers) - дебют режиссёра Скотта Купера в хорроре и свежий продюсерский проект известного визионера Гильермо дель Торо. После бесчисленных переносов казалось, что кино уже не доберётся до зрителей. Но, к счастью, добралось.
Первый трейлер хоррора «Оленьи рога» вышел ещё в августе 2019 года, но, как оказалось, до премьеры было ещё далеко. Сначала проект студии Searchlight Pictures (бывшая Fox Searchlight) лёг на полку из-за затянувшегося поглощения материнской кинокомпании 20th Century Studios (бывшая 20th Century Fox) со стороны корпорации Disney. В то далёкое и, кажется, иллюзорное время попросту не нашлось подходящего релизного окна. Затем, уже в 2020 году, фильм ужасов угодил в круговорот бесконечных переносов из-за пандемии коронавируса COVID-19: сначала «Оленьи рога» было негде показывать, а потом некому.
С грехом пополам современная страшная сказка, вдохновлённая мифологией коренных народов Северной Америки, добралась до зрителя только в октябре 2021 года. И фактически провалилась в прокате, заработав меньше 20 миллионов долларов. До России картина и вовсе добралась только в конце года - и наверняка пройдёт незамеченной на фоне битвы мастодонтов.
И это печально. Потому что «Оленьи рога» - это не просто попытка подружить североамериканские легенды и современную крипипасту, а потом снять на основе банальную голливудскую страшилку. Нет, получилось довольно странно и нетипично: Скотт Купер, очевидно, вдохновлялся ещё и скандинавскими жанровыми фильмами. И дело не только в стальной и затемнённой картинке - фильм ужасов насквозь пропитан густой атмосферой европейских северных стран.
Возможно, такое странное художественное решение и подвело «Оленьи рога». Все зрители, которые надеялись посмотреть привычную вылизанную голливудскую страшилку, наполненную динамикой и активным членовредительством, будут вынуждены мириться с неспешным повествованием, плавным погружением в воды тягучего саспенса и чувством нарастающей тревоги.
События экранизации рассказа известного сценариста Ника Антоски разворачиваются в Орегоне. В типичном американском захолустье, как две капли похожем на полузаброшенные и депрессивные местности в других районах планеты, начинается странное. В маленьком городке происходит серия жесточайших убийств, которые местная полиция никак не может свалить на разбушевавшихся хищников. Вывод напрашивается самый очевидный: в лесах и на отшибах орудует серийный убийца, склонный к каннибализму. Кроме того, школьная учительница вместе с братом-шерифом понимает, что тихий и незаметный ученик скрывает некую страшную тайну, которой ни с кем не может поделиться...
«Оленьи рога» - это очередной парадоксальный фильм ужасов, которому просто не повезло. Во-первых, несмотря на довольно холодный приём со стороны критиков и зрителей (создатели даже скрывают размер производственного бюджета), кино получилось действительно страшным. Но страшным не в примитивном плане - когда подпрыгиваешь на очередном глупом и старательно подготовленном скримере. Скотт Купер и Гильермо дель Торо идут от обратного - заражают тебя тревогой и заставляют сомневаться в реальности происходящего. Достаточно сказать, что во время просмотра ты до самого финала не знаешь, кто из главных героев выживет, а кто погибнет - ситуация вырисовывается напрочь катастрофическая.
Во-вторых, хоррор бьёт в болевые точки современного общества. «Оленьи рога» вроде бы пугают демоническим монстром вендиго, пожирающим людей. Но на самом деле куда страшнее оказывается простое безразличие окружающих, с которым так или иначе приходится сталкиваться всем центральным персонажам. Большинство бед в фильме ужасов происходит не потому, что в тихую и размеренную жизнь вторгается некое потустороннее зло. Нет, всему виной принцип «Моя хата с краю» и желание закрывать глаза на очевидные тревожные признаки, сигнализирующие о надвигающейся угрозе. Кроме того, Купер в очередной раз уличает жителей XXI века в абсолютной беспечности.
И в-третьих, несмотря на общую неторопливость, тягучую атмосферу и постепенно нарастающее ощущение тревоги, фильм «Оленьи рога» нельзя назвать затянутым или расфокусированным. На различные сцены режиссёр тратит ровно столько времени, сколько нужно. Кроме того, Скотт Купер грамотно выдерживает темп и регулярно подстёгивает зрителей с помощью ярких сцен. И получается интересный эффект, когда хоррор избегает обеих крайностей и не превращается ни в суетливый экшен, ни в изматывающий слоубёрнер.
И на закуску. Кошмарный монстр, как и в других проектах Гильермо дель Торо, может похвастаться как необычной внешностью, так и интересной историей происхождения, позаимствованной из легенд про вендиго и заметно осовремененной. И между делом создатели хоррора занимаются не только переосмыслением старых мифов, но и созданием новых.
«Оленьи рога» просто не за что критиковать. У Скотта Купера получилась страшная сказка, которая одновременно может похвастаться как интересной историей, так и акцентом на злободневные темы. И это редкий студийный хоррор, который очень сильно выделяется на фоне конкурентов. Пускай блокбастером он уже станет, но культовым - вполне.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена