В конце 2021 года в кинотеатрах и стриминговом сервисе HBO Max вышла фантастическая мелодрама «Матрица: Воскрешение» (The Matrix Resurrections) - очередная попытка поставить точку в и без того завершённой истории. И очередной шедевр Ланы Вачовски идеально символизирует уходящий год: в нём тоже произошло много всего, но назвать его хорошим язык не поворачивается.
Первые дикие слухи о том, что в Голливуде собираются то ли перезапустить, то ли продолжить культовую трилогию фантастических боевиков «Матрица» (The Matrix), появились ещё в далёком 2017 году. Но тогда никто толком не мог понять, что происходит: инсайдеры хором выдвигали противоположные теории - и что грядёт тотальный ребут, и что следует ожидать приквел про молодого Морфеуса, и что выйдет полномасштабная четвёртая часть. К сожалению, утечки вскоре подтвердились. А спустя четыре года мы получили фильм, в котором воедино слилось всё перечисленное.
Перемены были неизбежны - мы все это понимали. В конце 90-х и начале 2000-х оригинальная «Матрица» нешуточно пугала неотвратимой войной с искусственным интеллектом, поражением человечества и цифровым рабством. Но к началу 2020-х концепция безнадёжно устарела. Давным давно наступила эра социальных сетей, мессенджеров, нейросетей и высокоскоростного интернета, так что прежние страшилки больше не работают. Да и жизнь в компьютерной симуляции и роль живой батарейки на фоне новостей современного мира не кажутся такой уж ужасной перспективой.
Но наверняка никто и подумать не мог, что четвёртая «Матрица» из псевдофилософского фантастического боевика мутирует в блёклую супергероику про типичного избранного, вышедшего в тираж и силящегося вернуться в строй.
К трилогии «Матрица» можно относиться по-разному, но очевидно, что она очень сильно повлияла на массовую культуру. И дело даже не столько в попытках наполнить экшен смыслом, а сюжет наделить глобальной идеей. Вачовски не только сумели совершенно гениальным образом поймать и запечатлеть дух времени на плёнке, но и грамотно смешали в одном фильме множество мыслей и идей. На фоне классических фантастических боевиков, способных удивить разве что масштабом декораций и яркостью взрывов, «Матрица» казалась чем-то свежим и невероятно умным. Умным по меркам жанра, разумеется, а не в абсолютных величинах.
Кроме того, в «Матрице» вы могли увидеть самые современные достижения кинопроизводства - Вачовски показывали то, чего на тот момент не показывал никто. У трилогии не только был свой уникальный стиль, который впоследствии многие безуспешно пытались скопировать и спародировать. Во всех трёх фильмах выдавали совершенно безумный экшен: Вачовски пришлось совершить локальную революцию в производстве кино и изобрести несколько технологий съёмки, чтобы реализовать свой масштабный замысел.
И пускай сиквелы хита 1999 года сильно сдали в плане смыслового наполнения и казались если и не шагом назад, то топтанием на месте, происходящее в них, как и прежде, захватывало дух.
Но в четвёртой «Матрице» ничего из перечисленного нет. И самое ужасное в том, что запоздалый сиквел (или всё же ремейк?) выглядит перемонтированным сериалом. Причём не самым дорогим. От прежних эстетики и стиля не осталось и следа, старые идеи отправили на помойку и попытались заменить каким-то суррогатом, а на экшен и вовсе без слёз не взглянешь. Нео не только лишили прежних способностей - спустя годы даже элементарные боевые приёмы даются бедняге с трудом. А на место привычному хладнокровию пришла истерия.
Настроение в киновселенной тоже изменилось кардинально. Если первые части были про предназначение, депрессию и попытки переломить ситуацию, чтобы спасти человечество от вечного рабства, то «Матрица: Воскрешение» превратилась в историю о том, как комфортно плыть по течению и жить в тесных рамках. Нео начинает борьбу с системой не потому, что пытается докопаться до истины и неожиданно узнаёт правду. И продолжает сражаться не для того, чтобы изменить мир. Нет, всё происходит иначе: очередное пробуждение Избранного едва не оборачивается катастрофой, потому что Томасу Андерсону просто некомфортно и нервозно в окружающей реальности. А впоследствии великую цель из оригинала подменяют простым желанием вернуть в реальность Тринити, ставшую пленницей симуляции.
Но больше всего удручает даже не кардинальная смена курса, отказ от прежней атмосферы или кричащая дешевизна постановки. Нет, ключевая проблема нового фильма в том, что он просто не воспринимается «Матрицей». С годами люди меняются, происходит переоценка ценностей - и Вачовски, кажется, теперь плевать на технологии. Постановщица даже не пытается делать «как раньше» и вместо неформатной, нарочито стерильной фантастики скармливает публике серый и безжизненный кинокомикс. На смену совершенно неубедительным, но продуманным сражениям пришли нудные потасовки в скучных декорациях, с дежурным проламыванием стен и совсем уж примитивным рапидом.
И несмотря на все рассказы о творческом переосмыслении и постмодернизме, «Матрица: Воскрешение» просто не работает как самостоятельное и цельное кино. Неслучайно зрителей постоянно мучают ностальгическими вставками кадров из первой трилогии и занудными флэшбэками - Лане Вачовски просто больше нечего сказать. Весь фильм - это одна большая рефлексия. Попытка найти своё место в стремительно меняющемся мире. А все цитаты - банальное растягивание хронометража фильма до безумных двух с половиной часов.
Главная загадка уходящего 2021 года: кто из руководства кинокомпании Warner Bros. вдруг решил, что снять фильм «Матрица: Воскрешение» - хорошая идея. На протяжении двух с половиной часов творение Ланы Вачовски только и делает, что целенаправленно рушит мифологию оригинальной трилогии и пытается превратить хорошо знакомую историю в плохую шутку.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена