Кинокомпания «Наше кино» уже 9 декабря покажет в российских кинотеатрах французский фильм ужасов «Календарь дьявола» (Le calendrier или AdventCalendar). Мистический хоррор режиссёра и сценариста Патрика Ридремона должен был выйти на родине ещё летом прошлого года, но в итоге переехал на конец текущего. Но стоило ли вообще ждать жанровую новинку? Спойлер: стоило.
Бывшая танцовщица Ева после автомобильной аварии прикована к инвалидной коляске. Но скучная и однообразная жизнь девушки круто меняется после того, как подруга дарит ей на Рождество старинный адвент-календарь. Стоит только Еве съесть первую конфету из окошка календаря, как древнее и загадочное зло вторгается в её мир. Чем больше сюрпризов Ева открывает, тем больше возможностей появляется у неё. Но какую цену придётся заплатить за чудеса? И можно ли стать победителем в адской игре, в которую девушку заманивают возможностью снова встать на ноги?
Вообще забавно, что у бельгийского комика Патрика Ридремона - в отличие от большинства коллег по цеху, - получился настолько беспросветно мрачный и тревожный хоррор. На первый взгляд может показаться, что «Календарь дьявола» - это классическая европейская страшилка родом из 90-х: неторопливая, временами чересчур серьёзная и практически напрочь лишённая иронии.
Вот только это совершенно не так. «Календарь дьявола» - это на самом деле современный остросоциальный хоррор, который пугает не столько страхолюдным демоном Ишем, охотящимся на всё новых жертв и обещающим золотые горы «везунчикам», сколько гнетущим чувством беспомощности. А также безразличием окружающих. Правда, нужно понимать, что все зрители, ожидающие голливудского глянца и обилия экшена наверняка будут разочарованы: создатели сделали ставку на создание атмосферы, а не на примитивные скримеры вперемешку с суетой. Хотя и здесь всё не совсем однозначно: в определённый момент «Календарь дьявола» набирает приличный темп и не сбавляет его до самого конца.
После аварии, лишившей её возможности не только танцевать, но и ходить, Ева вынуждена отгородиться от окружающего мира. На скучной работе начальник считает себя великим благодетелем и не даёт спуска, втайне мечтая уволить при первой возможности. Друзей у Евы почти нет, приятелей тоже. Но возвращение давней подруги оказывается тем триггером, который не просто кардинально меняет жизнь, но и напрочь её ломает.
С появлением загадочного старинного адвент-календаря (праздничной безделушки с тёмным прошлым) желания Евы вроде бы начинают воплощаться в реальность. Но каким-то чересчур странным образом - подчас даже извращённым. Приятно, что Патрик Ридремон не держит зрителей за идиотов и довольно резво переходит к делу: мы сразу же понимаем, что жуткая вещица - подарок подруги Софи - не таит в себе ничего хорошего. И какой бы демон не обещал бы Еве исцеление от всех болезней, ничем хорошим игры со злом наверняка не закончатся.
Чем больше желаний Евы осуществляет неведомая злая сущность, тем больше проблем главной героине приносит сделка с праздничным календарём. И пускай девушка понимает, что ничего хорошего впереди точно не ждёт, она уже не может остановиться - на кону оказывается её собственная жизнь. Поэтому она идёт на поводу у монстра, жаждущего человеческих жертв, и становится причиной множества смертей.
Беспомощность - это, пожалуй, главная тема хоррора «Календарь дьявола». Монстр из «шкатулки» вовлекает героиню в игру, которую она не только не может остановить в любой момент - зачастую Ева вообще никак не может влиять на происходящее. Получается, что почти всю первую половину, а то и две трети фильма ужасов девушка выступает в роли свидетельницы разворачивающейся катастрофы, которую невозможно остановить. Все усилия оборачиваются крахом.
Вторая основная тема «Календаря дьявола» - это то, насколько далеко готов зайти человек ради воплощения своих желаний в реальность. Злая сила склоняет Еву на свою сторону не потому, что она плохой человек или «злая от природы». Вовсе нет: главная героиня - сильная, умная и достаточно великодушная, чтобы никого не винить в своём положении. А потому она не падает духом даже в сложившейся ситуации. Но соблазн получить желаемое оказывается настолько велик, что ближе к финалу она пускается почти во все тяжкие.
Разумеется, за всё нужно платить - и Патрик Ридремон довольно часто ставит главную героиню своего фильма ужасов перед сложным выбором. А всё ради того, чтобы донести до зрителей простую мысль: иногда даже воплощение в жизнь заветных желаний не стоит тех усилий и жертв, что потребуются. Хотя бы потому, что далеко не факт, что желаемое принесёт счастье.
«Календарь дьявола» - это тот случай, когда автор приятно обманывает ожидания. По трейлеру могло показаться, что Патрик Ридремон снял банальный мистический фильм ужасов про очередную злобную сущность, пожирающую души жадных и глупых. Но на самом деле мы получили остросоциальный хоррор, который не только эффективно пугает, но и заставляет задуматься о цене успеха.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена