Совсем скоро в российских кинотеатрах выйдет фильм «Прошлой ночью в Сохо» (Last Night in Soho) - одновременно детектив, триллер, фильм ужасов и музыкальная фантазия небезызвестного режиссёра и сценариста Эдгара Райта, всю свою карьеру активно экспериментирующего с формой и содержанием. Насколько удачной получилась новая лента английского постановщика? Ответ на этот вопрос целиком и полностью будет зависеть от вашего восприятия.
«Прошлой ночью в Сохо» начинается с того, что главная героиня - простая девушка Элоиза, живущая с бабушкой и обожающая музыку и эстетику 60-х годов прошлого века - поступает в Лондонский колледж моды (London College of Fashion). Но отношения с однокурсницами и соседками по студенческому общежитию не складываются и Эли переезжает в старый дом - снимает комнату у безобидной старушки. А потом начинаются приключения: в первую же ночь Элоизу посещают видения прошлого - и она начинает проживать жизнь начинающей певицы Сэнди. Но довольно быстро выясняется, что Лондон не такое уж приятное и безопасное место. А сияющие 60-е оказываются довольно грязной и жестокой эпохой...
Первое, за что следует похвалить команду Эдгара Райта, так это за идеальный подбор актрис на главные роли. Кажется, что Томасин МакКензи и Аня Тейлор-Джой даже не играют в кадре, а проживают жизни своих героинь на самом деле. Причём от их игры не отвлекают ни музыка, ни пёстрый визуал, ни кричащая нарочитость происходящего.
И хотя поначалу «Прошлой ночью в Сохо» может показаться авантюрной музыкальной комедией, бессовестно эксплуатирующей ностальгию по, пожалуй, одной из самых ярких эпох прошлого, довольно скоро Эдгар Райт расставляет все точки над «ё». Уже во втором акте беззаботный фильм стремительно мутирует в напряжённый детективный триллер о попытках певицы Александры выжить в токсичном и полном шовинизма мире прошлого. А в третьем акте Райта и вовсе заносит в фильм ужасов.
В подобных эклектике и эмоциональных качелях нет ничего удивительного, потому что почти всю свою карьеру Эдгар Райт без устали экспериментирует и постоянно изобретает новые повествовательные приёмы. В своё время он снял комедии «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead), «Типа крутые легавые» (Hot Fuzz) и «Армагеддец» (The World's End), кинокомикс «Скотт Пилигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. the World) и криминальный триллер «Малыш на драйве» (Baby Driver). И во всех своих работах он только и делал, что ломал и по-новому обыгрывал привычные жанровые штампы, клише и сюжетные тропы.
«Прошлой ночью в Сохо» не стал исключением: классическую историю о провинциалке, устремившейся навстречу мечте и угодившей в лапы злодеев, а затем рухнувшей на дно, он превратил в один большой сценический музыкальный номер, старательно балансирующий на грани детективного триллера и социального фильма ужасов. Причём коктейль получился настолько термоядерным, что порой сложно понять, когда автор разговаривает со зрителями серьёзно, а когда пытается погрузить в сюрреалистичный сон, наполненный тревожными и зыбкими образами.
Но если отбросить всю лирику, то «Прошлой ночью в Сохо» - это один большой манифест о вреде инфантильного восприятия прошлого, зачастую выдаваемого за светлую ностальгию. Элоиза - юная девушка, которая постоянно ощущает себя не в своей тарелке и скучает по 60-м годам XX века. В силу возраста главной героине кажется, что она родилась не в то время - минувшая эпоха кажется ей идеальной и живой, в отличие от серой и мрачной современности. Но довольно быстро она понимает, что прошлое - это не только охапка пластинок с душевными песнями, красивые платья и блеск глянца роскоши. И чем дольше Эли наблюдает за кошмарной и совершенно беспросветной жизнью Сэнди, тем сильнее она разочаровывается в душевной эпохе повсеместного беспредела.
Эдгар Райт практически прямым текстом говорит нам о том, что человечество почти всегда воспринимает и оценивает прошлое через призму ностальгии. И на самом деле большинство людей тоскуют не столько по прекрасным старым-добрым временам, сколько по ушедшей молодости, полной ярких впечатлений и красок. И на фоне всего показанного в фильме начинаешь оценивать современное увлечение популярной культурой 80-х и 90-х совершенно иначе.
Разумеется, «Прошлой ночью в Сохо» сложно назвать идеальным кино. Всё же после просмотра не отпускает ощущение, что финал получился немного скомканным, а основную тему раскрыли не до конца. Но у Эдгара Райта получилось отличное предупреждение о вреде чрезмерного эскапизма. И социальный хоррор о том, что не стоит идеализировать прошлое.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена