Сначала в ограниченном прокате, а следом и в стриминговых сервисах вышел комедийный фильм ужасов «Чёрная пятница» (Black Friday). Режиссёр Кейси Тебо предпринял решительную попытку сбить градус предпраздничной истерии и высмеять современное общество потребления по примеру великих предшественников. Но насколько удачным получилось очередное заигрывание с классикой страшного жанра?
Близится Чёрная пятница - главная распродажа года. И работники магазина игрушек готовы к безумию, которое вот-вот накроет их с головой. Но кто мог подумать, что героям торгового зала придётся противостоять не клиентам, озверевшим от максимальных скидок, а кровожадным и, возможно, заражённым инопланетным вирусом мутантам, в которых трансформировались покупатели? Похоже, ночь будет долгой. И очень кровавой...
Брюс Кэмпбелл не шутил, когда сразу в нескольких интервью говорил о том, что сыграл нетипичного для себя персонажа. Мы привыкли к тому, что герои Брюса если и не спасают мир от глобальной катастрофы, то хотя бы контролируют ситуацию. Но менеджер магазина игрушек Джонатан оказался не просто трусливым безынициативным типом - он, кажется, совершает вообще все мыслимые ошибки персонажа фильмов ужасов.
Зато Девон Сава, буквально переживающий на экранах вторую молодость, перевоплотился в классического героя хорроров и боевиков минувших дней: стандартный неудачник, всю жизнь плывущий по течению, во время кризисной ситуации берёт контроль в свои руки. А перед лицом опасности демонстрирует нешуточные смелость и отвагу.
Правда, в этом нет ничего удивительного, потому что к такому поведению персонажей подталкивают не только сценарий сумасбродного комедийного экшен-хоррора «Чёрная пятница» и атмосфера предпраздничного сумасшествия. Дело в том, что режиссёр Кейси Тебо - известный клипмейкер, успевший поработать с популярными музыкантами, - снимал свой фильм ужасов по образу и подобию хитов 80-х. Во время просмотра в памяти зрителей наверняка всплывут и «Капля» (The Blob) Чака Рассела, и «Нечто» (The Thing) Джона Карпентера и даже какая-нибудь «Вкусная дрянь» (The Stuff) Ларри Коэна. И это совершенно нормально - уверен, что авторы на подобное и рассчитывали.
Кейси Тебо щедро черпает вдохновение в классическом кинематографе и использует не только сценарные приёмы 80-х, но и технологии. Большая часть «Чёрной пятницы» по понятным причинам снята с использованием самых разнообразных практических эффектов. Причём речь идёт не столько о банальной расчленёнке и крови: в хорроре хватает и отличного пластического грима, и сложной аниматроники. Порой даже удивительно, насколько точно и аккуратно новое кино мимикрирует под старое с помощью десятилетиями проверенных технологий.
Зрителям, скучающим по дурацким и нелепым, но милым фильмам ужасов про инопланетное вторжение, «Чёрную пятницу» можно смело рекомендовать к просмотру. Главные герои хоррора ведут именно так, как того требуют жанр и ситуация, а не логика современного мира. Оказавшись в изоляции, работники магазина игрушек ожидаемо несут потери в сражениях с безумными и уродливыми мутантами. И в ход идут все подручные средства. Суматоха и паника на экране выливаются в целую череду уморительных и одновременно глупых сцен. И в этом тоже скрыта частичка очарования ленты Тебо.
И ещё важно, что «Чёрная пятница» даже не пытается казаться серьёзным хоррором и постоянно сваливается в оголтелый трэш. Несмотря на всю пролитую кровь, экранная жестокость не пугает, потому что выглядит нарочитой. Гипертрофированное насилие избегает всякого реализма и норовит превратиться в клоунаду.
Ну а поклонникам социальной сатиры, обожающим зомби-эпопею Джорджа А. Ромеро, тоже будет чем поживиться. Кейси Тебо в своей свежей работе ставит знак равенства между современными потребителями, готовыми скупать любой хлам со скидками, чтобы ненадолго заполнить пустоту в душе, и злобными мутантами, способными найти себе одно-единственное применение.
Понятно, что «Чёрная пятница» - это комедийный фильм ужасов для узкого круга зрителей. Кино, снятое для ценителей и «своих» - поклонников кино 80-х, ностальгирующих по нереалистичным хоррорам, несерьёзным и сугубо развлекательным. Просто удачный жанровый эксперимент, который пытается казаться безнадёжно устаревшим.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена