Мистический фильм ужасов «Паранормальное явление» (Paranormal Activity) не просто культовое кино, а по-настоящему эпохальное произведение. Копеечный хоррор режиссёра и сценариста Орена Пели, снятый всего за 15 тысяч долларов, не только сумел привлечь внимание кинокомпании Paramount Pictures и студии Blumhouse. После того, как лента заработала в мировом прокате более 193 миллионов долларов, она мгновенно превратилась в долгоиграющий прибыльный франчайз, а также подстегнула интерес к так называемым «найденным плёнкам». И в 2021 году серия возвращается на экраны с новой - уже седьмой - частью. Но насколько хорошо сохранился оригинал? И пугает ли дебютная картина Пели современного зрителя так же хорошо, как пугала аудиторию нулевых?
Если вы ещё помните те вирусные ролики, в которых инфракрасной камерой снимали реакцию первых зрителей «Паранормального явления» в кинотеатрах, то вас наверняка с головой накроет ностальгией. Другое дело, что на подобную реакцию больше рассчитывать не приходится: едва ли кто-то в современном мире будет истошно орать во время просмотра очередного псевдолюбительского или псевдодокументального ужастика. Эстетика «мокьюментари» и «найденных плёнок» окончательно устарела и теперь, если честно, кажется довольно пошлой эксплуатацией. Поэтому поверить в реальность происходящего на экране не получается.
Кроме того, идею первопроходца вирусного маркетинга - хоррора «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (The Blair Witch Project) - настолько затёрли до дыр, что теперь любой намёк на попытку выдать коммерческий хоррор за реальную запись пугающих событий неизбежно вызывает улыбку. Мы настолько привыкли жить в эпоху постиронии и метаюмора, что наверняка не сможем и реальный снафф отличить от любительского ролика.
Поэтому следует морально подготовиться к тому, что если вы прямо сейчас решите пересмотреть «Паранормальное явление», то фильм ужасов Орена Пели не произведёт прежнего - будоражащего - эффекта. К сожалению, магия гипертрофированной «псевдореальности» окончательно рассеялась - выветрилась без следа. И если даже кто-то и сумеет поверить в приключения Кэти Физерстон и Мики Слота, ставших жертвой проделок обыкновенного демона, иллюзия всё равно разрушится довольно скоро. Хотя бы потому, что безрадостную концовку хоррора не заспойлерил только ленивый.
Но вот что интересно. Несмотря на общую предсказуемость и моральное устаревание «Паранормальное явление» всё равно работает как цельная история. Пускай и не совсем так, как давным давно задумывал автор. Дело в том, что со временем начинаешь обращать внимание на совершенно другие вещи. Подмечаешь новые детали. И тогда паззл складывается совершенно иначе.
Во-первых, «Паранормальное явление» - это по-прежнему качественный герметичный хоррор. Суть его в том, что от неизвестного загадочного зла невозможно сбежать: пускай демон становится всё сильнее и с каждым разом заявляет о себе всё громче, главные герои решительно ничего не могут поделать. Хотя бы потому, что главная героиня Кэти и неведомая адская сущность связаны. Даже если девушка попытается сбежать, зло неизменно последует за ней куда угодно. И такое сюжетное допущение начисто ломает привычную логику коммерческих ужастиков. Да, приём (или сюжетный поворот) далеко не новый, но по-прежнему действенный и эффектный. От преследователя невозможно сбежать, если этот самый преследователь живёт в тебе.
Во-вторых, «Паранормальное явление» явным образом демонстрирует зрителям очередные токсичные отношения, на тему которых сейчас не высказываются только самые дремучие. Несмотря на страх Кэти перед неведомым и все её просьбы прекратить эксперименты с камерой, Мика продолжает свои провокации в отношении демона. Слабоумие и отвага в одном флаконе: легкомысленный парень почти до самого конца не понимает, что связался с нечистью, которую не может контролировать. И чем дальше он заходит в своих изысканиях и чем больше получает доказательств существования чудовища, тем сильнее разгорается его интерес. И мнение Кэти, вынужденной участвовать в происходящем в качестве подопытной крысы, парня на самом деле мало интересует.
И когда начинаешь анализировать вышеперечисленное, то приходишь к выводу, что это не столько само «Паранормальное явление» устарело - просто ты повзрослел. Стилистика, конечно, выглядит смешно - это факт. Но пугает фильм ужасов теперь совершенно другими вещами: не хлопающими дверями и скримерами, а, например, человеческими фанатизмом и безразличием. И готовностью жертвовать чем и кем угодно в банальных попытках утолить своё любопытство любой ценой.
Несмотря на внешний примитивизм, «Паранормальное явление» - это универсальная конструкция, которая по-прежнему исправно работает. Фильм ужасов умудряется пугать разных людей совершенно разными вещами. И чем глубже начинаешь копать, тем более умным кажется хоррор Орена Пели.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена