После двух частей старательного топтания на месте и сочинения довольно нестройных приквелов, создатели цикла «Паранормальное явление» (Paranormal Activity) решили всё же двигать основной сюжет вперёд. Могло показаться, что в предыдущих фильмах авторы пытались углубить историю вселенной, но на самом деле о происходящей чертовщине мы ничего нового так и не узнали. Поэтому «Паранормальное явление 4» (Paranormal Activity 4) можно считать поистине судьбоносным сиквелом: именно после третьей попытки франчайз начал медленно эволюционировать.
Чем запомнилось «Паранормальное явление 4» в момент выхода - в 2012 году? Ну, во-первых, настырной рекламой сенсорного контроллера Kinect, который Microsoft безуспешно впаривала покупателям консолей семейства Xbox. И пускай само устройство благополучно кануло в Лету и сейчас вызывает, пожалуй, исключительно академический интерес, в сюжете фильма оно сыграло немаловажную роль. Именно благодаря инфракрасной точечной подсветке Кинекта мы впервые смогли разглядеть культового демона, не дающего покоя нескольким семьям на протяжении десятков лет. Правда, революции не случилось, но хоть какие-то подвижки в правильном направлении наметились.
Во-вторых, «Паранормальное явление 4» - редкая часть франчайза (если быть точным - первая после первой, уж извините за каламбур), обладающая внятной историей. «Паранормальное явление 2» (Paranormal Activity 2) оказалось довольно беспомощным приквелом и, по сути, ремейком оригинала, а «Паранормальное явление 3» (Paranormal Activity 3) - не только очередным приквелом, но и спиноффом, будто начавшимся сразу с середины. Но у четвёртой части есть более или менее внятное начало, кульминация и даже финал. И пускай концовка по-прежнему оставляет довольно много вопросов, нельзя отрицать очевидного: Генри Джуст и Эриель Шульман со второй попытки сняли хоррор, который легко можно смотреть и в отрыве от всего цикла. «Четвёрка» отлично бьёт по мозгам и тех зрителей, которые не планируют вникать в хитросплетения магистрального сюжета «семейной» саги.
И в-третьих, в серии наконец-то появились молодые и обаятельные герои, которые не только изредка руководствуются обыкновенной житейской логикой, но и ведут себя относительно нормально. И таким персонажам действительно сопереживаешь. Хотя бы потому, что им не чужд инстинкт самосохранения. И потому, что они пытаются предпринимать решительные действия - вместо того, чтобы плыть по течению и страдать от проделок злобной невидимой нечисти.
Хотя и без недостатков, разумеется, не обошлось. Стилистика «найденных плёнок» по-прежнему кажется смехотворной. Вроде бы понимаешь, что создатели хоррора используют её не только ради банальной экономии, но и для того, чтобы создать эффект присутствия. А также добавить происходящему реализма и объёма. Но по-прежнему очень сложно объяснить, почему в ключевые моменты герои цепляются за камеры и прут напролом. Или почему стараются запечатлеть ужасы, а не бегут сломя голову подальше.
Но стоит отметить, что постоянную съёмку окружающего пространства максимально логично объяснили ещё в первой половине фильма.
Кроме того, у создателей цикла явно закончились идеи на тему того, что ещё может сотворить придуманный ими демон. «Паранормальное явление 4» обнажило давнюю проблему: потусторонняя нечисть напрочь лишена фантазии и балуется одними и теми же трюками. Вместо того, чтобы сотворить нечто и впрямь фееричное, демон в фильме ужасов привычно разбрасывает мебель, балуется с посудой и кухонными принадлежностями, а также издаёт громкие звуки на любой вкус. До самого финала кажется, что описываемая угроза как минимум в несколько раз преувеличена.
Спустя много лет продолжение, казавшееся откровенно лишним и проходным, неожиданно заиграло новыми красками. Фильм ужасов «Паранормальное явление 4» оказался одним из самых живых и энергичных во всей серии. А также помог основной сюжетной линии наконец-то сдвинуться с мёртвой точки. Идеальным хоррор назвать сложно. Но хорошим - вполне.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена