Каким должен быть обзор фильма ужасов «З/Л/О 94» (V/H/S/94)? С одной стороны, перед нами новая часть уже культовой серии хоррор-антологий, которая неожиданно вернулась на экраны. Причём вернулась, пожалуй, в наиболее подходящий момент. С другой, все части цикла состоят из настолько разных сегментов, что обсуждать их в едином ключе сложно. Поэтому давайте подробно разбираться в том, что наснимали создатели альманаха и насколько ценными для страшного жанра получились их творения. А затем вместе подведём итог и определимся, стоит ли вообще тратить почти два часа на «ЗЛО 94».
Вообще даже странно в 2021 году смотреть антологию, целиком состоящую из так называемых «найденных плёнок». Казалось бы, стилистика давным давно безнадёжно устарела и уже не будоражит фантазию как раньше. Но «З/Л/О 94» - это тот самый редкий случай, когда устаревшая эстетика исправно работает и помогает создателям короткометражных фильмов ужасов нагнетать атмосферу тревоги. А также скрывать от посторонних глаз вопиющую малобюджетность за аутентичными фильтрами и помехами.
V/H/S/94 - четвёртая часть франчайза V/H/S, взрастившего множество талантливых и популярных ныне кинематографистов - состоит из четырёх сегментов и одного сквозного сюжета, события которого разворачиваются в прологе и интерлюдиях, а завершается в довольно пространном эпилоге.
Основной и сквозной сюжет, объединяющий разномастные эпизоды «З/Л/О 94», называется Holy Hell (настолько игра слов, что не стоит и пытаться перевести). Сняла и сочинила его режиссёр и сценарист Дженнифер Ридер, которая пока успела заявить о себе охапкой короткометражек и несколькими лентами, не добравшимися до массового зрителя.
И нужно сказать, что общая неопытность постановщицы ощущается. История про отряд полицейского спецназа SWAT, штурмующий заброшенный авиационный ангар, в котором предположительно обустроился наркокартель, должна была стать центральной. Крепкой экшен-страшилкой, которая нанизала бы случайные видеозаписи «реальных» паранормальных ужасов на общий сюжетный стержень. Но, к сожалению, в процессе что-то пошло не так и у Ридер получилась совершенно банальная страшилка про культ, собирающий артефакты-видеокассеты и распространяющий зло по всему миру. Да ещё с совершенно дурацкой концовкой, которая окончательно добивает и без того не самую стройную логику.
Блуждания бойцов полицейского спецназа в потёмках и разводах аналоговых помех довольно быстро утомляют. Вроде бы создатели хоррора постарались и создали сразу несколько любопытных локаций, оформление которых перекликается с сюжетами показанных сегментов. Но ничего интересного от Holy Hell не ждите - он довольно быстро скисает до состояния невразумительного капустника «для своих».
Первый самостоятельный сегмент Storm Drain («Дождевая канализация», «Ливневая канализация» или просто «Ливнёвка») режиссёра и сценариста Хлои Окуно, разбавленная ироничной рекламой дурацкого кухонного комбайна The Veggie Masher от Стивена Костански, тоже не представляет из себя ничего интересного. Классическая история про канализационного монстра, получившего в народе прозвище «Рэтмен» (или «Крысочеловек»), обернулась ожидаемой социальной сатирой о вреде СМИ, обожающих выворачивать правду наизнанку и кормить зрителей фейками. А также довольно невнятным манифестом о безрезультатности попыток человечества отыскать себе новых богов, чтобы снять с себя любую ответственность и передать контроль над своими жизнями хоть кому-нибудь постороннему.
Несмотря на попытки вызвать у зрителей отвращение антуражем, а также поразить диковинной внешностью свежеизобретённого монстра, Storm Drain тоже ощущается абсолютно любительской работой. Хлоя Окуно пока не может похвастаться интересным портфолио, поэтому делает ставку на уже поднадоевший «шок-контент». Но проблема в том, что интересной или хотя бы связной истории у неё не получилось. А пережёвывать максимально клишированный сюжет про очередной культ бездомных и бродяг нет никакого желания.
Но ситуация с контентом в альманахе «З/Л/О 94» резко выправляется уже во втором отдельном сегменте - The Empty Wake («Пустые поминки»), который сочинил и снял Саймон Баррет. Некогда постоянный сценарист Адама Вингарда и звезда жанрового кинематографа не так давно переквалифицировался в режиссёра и снял дебютный хоррор «Спиритический сеанс» (Seance).
Но The Empty Wake заметно отличается от довольно пустого дебюта в лице Seance. В коротком метре у Баррета получилась атмосферная и довольно креативная история, сдобренная изобретательными спецэффектами. И пускай типичные проблемы малобюджетного кино не обошли сегмент стороной, получилось всё равно эффектно. На протяжении всего хронометража постановщик старательно нагнетает атмосферу и изводит зрителей ожиданием чего-то страшного. А в финале устраивает натуральный цирк с конями - одновременно отвратительный, смешной и страшный. Идеальное сочетание несочетаемого!
The Subject («Субъект») снял настоящий ветеран индонезийского кинематографа Тимо Тьяджанто, который с равным успехом выпускает как сумасшедшие мясные хорроры, так и не менее сумасшедшие «рейдообразные» боевики. Обилие эффектного и неприкрытого членовредительства - основная черта творчества Тьяджанто, поэтому приготовьтесь к фантастическому бодихоррору, который постарается не только шокировать, но и развлечь лихим экшеном.
Пожалуй, The Subject получился самым профессиональным, изобретательным и выразительным эпизодом во всей антологии. И можно было бы напропалую хвалить Тимо Тьяджанто, если бы не одно «но». Очевидно, что режиссёру очень тесно в рамках несущественного бюджета и он не может разгуляться на полную. Поэтому временами постановка как боевых сцен, так и атмосферных моментов хромают на обе ноги. Визионер, помешанный на брызгах крови и красочной расчленёнке, замахнулся на проект, который не смог окончательно довести до ума из-за отсутствия денег на дорогие и подробные практические эффекты. Поэтому, несмотря на широкий замах, удар получился слабее задуманного. И в этом не было бы особой трагедии, если бы нераскрытый потенциал так явно не бросался бы в глаза.
Кроме того, The Subject - самый продолжительный фильм ужасов в коллекции V/H/S/94. Поэтому некоторым зрителям он может показаться несколько затянутым. Вдобавок сюжет в основе тоже особой свежестью не блещет: очередное переосмысление «Франкенштейна» (Frankenstein), но в обёртке шутера от первого лица.
А заключительный сегмент «З/Л/О 94» с неоднозначным названием Terror, придуманный и снятый очередным новичком Райаном Проусом, поначалу может показаться совершенно бессмысленной зарисовкой об угрозе, которая исходит от американских ультраправых националистов. И короткометражку можно было бы и вовсе пропустить без всяких потерь, если бы не неожиданный сюжетный поворот, переворачивающий историю вверх ногами. Нет, центральные персонажи не становятся вдруг героями и хорошими парнями. Но зло, с которым они пытаются сражаться, оказывается гораздо более страшным и разрушительным.
В результате компактный хоррор Райана Проуса стоит посмотреть исключительно ради сюжетного твиста почти в самом конце (предсказуемого, но не совсем), да прекрасного и довольно необычного монстра. Если честно, здешний дизайн чудовищной твари способен удивить многих зрителей.
Но в результате «З/Л/О 94» производит неоднозначное впечатление. Умом понимаешь, что все авторы сегментов старались, а антология по-прежнему выполняет своё основное предназначение - помогает молодым талантам громко заявить о себе в лаконичной форме. Но доброй половине страшилок в V/H/S/94 попросту нечем удивить и напугать зрителей. А основная история альманаха и вовсе получилась скучной, невыразительной и какой-то бестолковой. В целом перезапуск долгоиграющего франчайза стоит, наверное, признать удачным. Но если сравнивать новинку с предыдущими частями, то заметно невооружённым глазом, что планка всё же опустилась. А насколько сильно - зависит уже от ваших личных жанровых предпочтений.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена