Недавно на Netflix вышел сериал «Полуночная месса» (Midnight Mass) - мистический хоррор мастера страшного жанра Майка Флэнегана, который выступил не только режиссёром, но также сценаристом, продюсером и монтажёром. И как и следовало ожидать, мы получили именно то, что так хорошо умеет создавать автор: драматичный и временами даже меланхоличный многосерийный (почти восьмичасовой) фильм ужасов, который пугает не столько привычными и банальными приёмами, сколько самой ситуацией, в которой оказались главные герои.
Минисериал «Полуночная месса» - это как раз тот случай, когда как недостаток, так и переизбыток информации могут одинаково навредить зрителю. Дело в том, что сюжет, придуманный Майком Флэнеганом, сложно назвать оригинальным - он почти целиком состоит из классических жанровых клише, аккуратно расставленных по солидному хронометражу. Пускай конкретному произведению все заимствования идут на пользу. Хотя бы потому, что стандартные штампы человек-оркестр Флэнеган постоянно талантливо обыгрывает и выворачивает наизнанку. Поэтому, несмотря на общую «типичность» истории, ты редко можешь предсказать, в какую сторону она повернёт.
Пожалуй, в этот раз лучше ограничиться стандартным синопсисом. События в «Полуночной мессе» стартуют с того самого момента, когда на отрезанный от большой земли рыбацкий остров Крокет-Айленд прибывают двое: бывший уголовник Райли Флинн, осуждённый за непредумышленное убийство, и харизматичный священник отец Пол. Рядовое, казалось бы, событие. Но оно запускает целую череду странных происшествий. Во-первых, появление на острове Райли вскрывает старые и давно забытые конфликты. А во-вторых, отец Пол совсем не так прост, каким пытается казаться. И ещё на острове начинают происходить чудеса. Но что стало их причиной? И какую цену придётся заплатить жителям острова за то, что их жизнь неожиданно изменилась к лучшему?
Если вам показалось, что описанием «Полуночная месса» подозрительно напоминает сразу целую охапку произведений короля ужаса Стивена Кинга, то вы совершенно правы. Майк Флэнеган неоднократно экранизировал произведения своего друга и учителя - стоит вспомнить хотя бы фильмы ужасов «Игра Джералда» (Gerald's Game) и «Доктор Сон» (Doctor Sleep). Кроме того, Флэнегану, как и Кингу, очевидным образом куда интереснее распутывать клубки сложных человеческих взаимоотношений и изучать мелкие конфликты, неизменно ведущие к настоящим катастрофам, чем заливать экран кровью и запугивать зрителей смехотворными монстрами. Ну и нелишним будет отметить, что в своей новой работе режиссёр и сценарист использует стандартный кинговский инструментарий - и помещает знакомые типажи в не менее знакомый сеттинг.
И пускай соблазн велик, но Майка Флэнегана невозможно упрекнуть в слепом копировании произведений Короля. Во-первых, в своих исследованиях глубин человеческих страданий, сомнений и безумия, а также силы воли он заходит куда дальше. И действует на протяжении всего повествования гораздо смелее. А во-вторых, у Флэнегана, как ни странно, получилось даже гораздо более «кинговское» произведение, нежели в последние годы выходят у самого Кинга.
Но велика вероятность, что вас поджидает разочарование. Перед просмотром важно понимать, что «Полуночная месса» настолько же далека от банального коммерческого мистического хоррора, в последнее десятилетие оккупировавшего кинотеатры, насколько далека и от привычных уже многосерийных телевизионных драм. Майк Флэнеган без всякой рефлексии нарушает негласные устоявшиеся правила сериального формата: вместо того, чтобы постепенно наращивать темп и напряжение, а также радовать зрителей экшен-сценами, он только и делает, что наполняет историю диалогами и монологами.
Но самое интересное в том, что «Полуночная месса» идеально работает как разговорная драма. История постоянно движется вперёд, характеры развиваются на протяжении всего сериала, а сюжетные твисты зачастую оказываются и правда неожиданными. И даже тревожную атмосферу надвигающейся беды у создателей получается нагнетать благодаря малозначительным на первый взгляд фразам героев. Разговоры здесь играют ключевую роль - основного повествовательного инструмента. Хотя кому-то они наверняка покажутся скучными.
Несмотря на то, что изначально «Полуночная месса» существовала в виде набросков для романа, именно благодаря сериальному формату история добралась до зрителей. Причём Флэнеган даже не пытается идти на компромиссы: в новой работе он вкладывает в уста персонажей свои мысли и успевает примерно за восемь часов порассуждать о религии и вере, ксенофобии, а также о жизни и смерти. Причём неоднократно автор показывает, что даже самые благие намерения могут обернуться кошмаром, а хорошие идеи превращаются в настоящее оружие в плохих руках.
И отдельно автора следует поблагодарить за то, что он не впадает в крайности. На протяжении семи эпизодов он именно обсуждает самые разные темы со зрителями, но никого не осуждает и ни в чём не обвиняет, не навязывает своего мнение и не пытается переубедить. В «Полуночной мессе» он просто показывает сложившуюся ситуацию и предлагает сделать выводы самостоятельно.
«Полуночная месса» наверняка понравится далеко не всем - но в этом и главная прелесть сериала: он не оставляет равнодушным. Кого-то отпугнёт по-настоящему серьёзный настрой казалось бы развлекательного продукта, кто-то не выдержит огромного количества разговоров. Но многие поклонники творчества Майка Флэнегана наверняка придут к выводу, что на сегодняшний день это главная работа кинематографиста. И ещё это один из лучших эксклюзивов Netflix.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена