В кинотеатрах и стриминговом сервисе HBO Max вышел фильм ужасов «Злое» (Malignant) - новый проект режиссёра, сценариста и продюсера Джеймса Вана, некогда придумавшего формулу современного коммерческого хоррора. И несмотря на все рассказы Вана о том, что он снимет первый в своей карьере джалло, на деле у мастера получился мультижанровый винегрет, в котором плотность событий зашкаливает, а основной (и безумный) сюжетный поворот довольно сложно предугадать. Впрочем, судя по унизительно низким кассовым сборам (15 миллионов долларов за две недели проката), массовый зритель одновременно прекрасный и пугающий творческий эксперимент не оценил.
Первое, что нужно учитывать перед просмотром: сколько бы Джеймс Ван не вещал про возвращение к инди-корням и полностью независимый акт творения, на деле у него получился настоящий хоррор-блокбастер с чудовищным по меркам жанра бюджетом в 40 миллионов долларов. Обычно к экспериментальным поджанрам хоррора относят различные слоубёрнеры, которые на самом деле давно пришли к общему знаменателю и создаются по заранее придуманной формуле. Но особенно иронично, что по-настоящему выдающимся жанровым кино оказалось «Злое»! Во-первых, это хоррор, в котором Ван постоянно экспериментирует с манерой съёмки и просто обстреливает зрителей самыми разнообразными визуальными фокусами. А во-вторых, в одном фильме ужасов намешано сразу множество самых разных поджанров. И в результате у мастера страшных историй получилось настолько удивительное и пёстрое кино, полное энергии и мальчишеского задора, что невозможно не попасть под его очарование.
И даже странно, что создателям хоррора удалось сохранить в секрете не только основной сюжетный твист, но и большую часть сюжета. В трейлеры, к счастью, ключевые детали и подробности не попали. Сюжетный синопсис тоже достоверной информацией похвастаться не мог - кроме самой основы о том, что девушку Мэдисон преследуют парализующие видения жестоких убийств, которые совершает загадочный и, возможно, несуществующий в реальности серийный убийца.
Кроме того, у «Злое» совершенно прекрасная тональность. Зашкаливающая жестокость и обилие крови в хорроре сочетаются с довольно странным, но приятным юмором. Причём интереснее всего то, что они не вступают в очевидный конфликт или противоборство, а работают сообща - на атмосферу всепоглощающего истеричного безумия. Поэтому иногда кажется, что новое творение Вана переходит все рамки дозволенного, но порой искренняя непосредственность показанного вызывает смех.
Однако, все эти неоспоримые достоинства сыграли со «Злое» не менее злую шутку (извините за пошлый каламбур). Если критики фильм ужасов сдержанно похвалили и отметили попытку Джеймса Вана прыгнуть выше головы и устроить постпостмодернистское представление, то зрители, мягко говоря, восторга не испытали. Обращать внимание на чужое мнение обычно себе дороже, но «Злое» одновременно ругают как за примитивность, так и за сложность. Кому-то сюжет и основная интрига кажутся невероятно перегруженными деталями и переусложнёнными сверх всякой меры, а другие видят в них очевидную деградацию мастера и попытку выехать на прошлых заслугах.
Столь полярные оценки и мнения - закономерный итог попытки сделать иначе. Не так, как все привыкли. Зрителям, плохо знакомым с классикой страшного жанра (включая как джалло и слэшер, так и мистику), будет сложно разглядеть что-то внятное в круговороте жестоких и кровавых событий. Опять же, большинство отсылок и пасхалок, в том числе визуальных, пройдут мимо и не вызовут никакого отклика в душе. Ну а людям, привыкшим к наиболее попсовым и глянцевым страшилкам Джеймса Вана - вроде циклов «Астрал» (Insidious) и «Заклятие» (The Conjuring), - «Злое» может тоже прийтись не ко двору. На фоне привычного и понятного страшного кино оно выглядит слишком грязным и непричесанным - совсем как неуловимый маньяк из истории.
Почти на протяжении двух часов «Злое» плюёт на условности и старательно стирает привычные границы жанров. А там, где не может полностью игнорировать наследие славного прошлого, лихо обыгрывает привычные штампы и клише. И пускай не всегда понятно, что на самом деле снял Джеймс Ван - пародию или ультимативный сборник величайших хитов, - пропускать такой роскошный подарок поклонникам ужасов нельзя ни в коем случае.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена