Экранизация романа Дж. Э. Уайта «Ночные тетради» (Nightbooks) и впрямь казалась неплохой идеей. В детской книге есть всё, что так любит современный Голливуд: основной сюжет в ней разбавлен множеством побочных линий, события происходят всего в нескольких локациях, а сложных в техническом плане чудес и вовсе нет. Поэтому до самого последнего момента теплилась надежда, что очередной эксклюзив Netflix окажется качественной страшной сказкой. Но не срослось.
Важно понимать, что историю о том, как малолетний писатель Алекс Мошер однажды посреди ночи ушёл из дома, чтобы исполнить важную миссию, но угодил в ловушку подлой ведьмы, похищающей детей, снял режиссёр Дэвид Яровески. Вы можете знать его, например, по суперзлодейскому хоррору «Гори, гори ясно» (Brightburn) продюсера Джеймса Ганна. Или по независимому фантастическому фильму ужасов «Рой» (The Hive). Казалось, что если кто и справится с кино по мотивам детской страшилки, тяготеющей к антологии, то именно он. Но каким-то чудом у Яровески получилось легковесное и абсолютно проходное семейное кино, которое и обсуждать, как правило, не стоит.
Давно пора привыкнуть к тому, что буквальные и подробные экранизации литературных произведений в формате полнометражного кино невозможны. Да и кого волнует, что ведьма Наташа, темнокожая женщина в чёрном, вдруг оказалась Кристен Риттер, Алекс заметно потерял в весе, волшебная кошка-фамильяр Ленора из огромного мехового шара превратилась в стройного и лысого сфинкса, а заколдованная квартира заманила главного героя не зомби-хоррором «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead) Джорджа А. Ромеро, а вампирским ужастиком «Пропащие ребята» (The Lost Boys) Джоэла Шумахера. Действительно, частности, которые мало на что влияют.
Но куда хуже, что экранизации от Netflix не достаёт атмосферы, а также значительно части контента первоисточника. Если детский роман Дж. Э. Уайта при всех ужасах, происходящих на его страницах, оставался уютным и местами остроумным произведением, то фильм всех этих достоинств напрочь лишён. Сюжет по мотивам заметно перекроили - причём не в лучшую сторону. А большую часть атмосферных страшилок Алекса - порой по-настоящему атмосферных и душераздирающих - выбросили за ненадобностью.
Зато в чём не откажешь авторам адаптации, так это в желании добавить тупых шуток (в том числе в кино появилась одна и вовсе ужасно-сортирная), а также переписать концовку таким образом, чтобы заложить фундамент для гипотетического продолжения.
В результате визуализированные «Ночные тетради» с начала и до самого конца кажутся не просто путанным, но вовсе бессвязным пересказом. Кроме того, поступки некоторых героев объяснили совершенно иначе - и их железобетонная мотивация растворилась без следа, превратившись в набор хорошо знакомых клише и штампов.
«Ночные тетради» Дж. Э. Уайта тоже невозможно назвать уникальным произведением, полным потрясающих находок. Но автор сумел сделать главное - превратить хорошо знакомые сюжеты в остроумную и, что важнее, цельную историю. Но фильм Дэвида Яровески до самого конца не может определиться, чем хочет быть на самом деле - ужастиком и страшной сказкой для самых маленьких или максимально глупым «семейным» фильмом. Единственное достоинство адаптации, пожалуй, в том, что она получилась всё же довольно ровной, чтобы в неё можно было вникнуть без знакомства с первоисточником.
Казалось, что испортить экранизацию книги Дж. Э. Уайта «Ночные тетради» практически невозможно - она и без того получилась настолько кинематографичной, что просто бери и снимай, как есть. Но продюсер Сэм Рэйми и режиссёр Дэвид Яровески снова доказали, что изуродовать можно даже самый качественный первоисточник.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена