Спустя три месяца после мировой премьеры до российских кинотеатров наконец-то добрался фильм ужасов «Клаустрофобы 2: Лига выживших» (Escape Room: Tournamentof Champions) - прямое продолжение кассового хита 2019 года. Многострадальный сиквел, неоднократно перенесённый из-за пандемии коронавируса COVID-19, но добравшийся до благодарных поклонников первой части. Но главный вопрос по-прежнему актуален: стоило ил ждать продолжения два с половиной года и не уронил ли взятую планку Адам Робител?
В 2019 году в кинотеатрах вышел фильм ужасов «Клаустрофобы» (Escape Room), который вроде бы старательно мимикрировал под триллеры, но на деле оказался энергичным и практически бескровным хоррором с демократичным возрастным рейтингом PG-13. Режиссёр Адам Робител дерзко эксплуатировал тогдашний всеобщий интерес к разнообразным квестовым комнатам (или квест-румам), старательно нагнетал динамику и в результате жанровый эксперимент стал блокбастером. История о противостоянии группы выживальщиков и корпорации «Минос», создающей развлечения для группы озверевших богатеев, заработала в мировом прокате более 155 миллионов долларов при смешном бюджете в 9 миллионов долларов. Судьба проекта была предрешена: мы получили очередной франчайз, мечтающий вырасти в киновселенную.
Прямому продолжению (настолько, что события стартуют после типичного сериального «Ранее в...») предстояло решить всего две задачи. Во-первых, поставить точку в приключениях главных героев первой части - Бена и Зои, решивших дать бой международной группе влиятельных и богатых психопатов, жестоко убивающих простых людей в причудливых аттракционах. А во-вторых, раскрыть тайну корпорации «Минос» - и показать лица настоящих злодеев, проектирующих убийственные паззлы на потеху высокопоставленной публике. И нужно сказать, что Адам Робител благополучно завалил обе задачи метафорического экзаменационного билета.
«Клаустрофобы 2: Лига выживших» (Escape Room 2) стартует вроде бы бодро и с порога дарит определённые надежды. Зои и Бен отправляются в Нью-Йорк, чтобы тайно проникнуть в штаб-квартиру «Миноса», добыть информацию о палачах и обнародовать её в СМИ. Но, как это обычно и бывает в жанровом кино, всё идёт наперекосяк и оборачивается практически катастрофой. Главные герои снова попадают в социальный эксперимент корпорации - становятся участниками очередного квеста. Но осложняется ситуация тем, что с ними участвуют и другие люди, ранее обманувшие судьбу и выжившие в предыдущих квестах. Начинается настоящий турнир чемпионов...
Первое, что рушит всю атмосферу оригинала - напрочь сломанная логика. Понятно, что в событиях новой части цикла принимают участие бывалые квестопроходцы. Но в этот раз центральные персонажи оказались какими-то невероятно сообразительными гениями. Если в оригинале мозгом команды была Зои, то в продолжении практически все участники лихо и без всяких сомнений разгадывают загадки «Миноса». Причём в какой-то момент ситуация превращается в натуральный фарс: герои настолько быстро перебирают варианты решения многочисленных загадок и так быстро находят необходимые квестовые предметы, что в реальность происходящего на экране с каждой минутой веришь все меньше. Апогея ситуация достигает уже во втором акте, когда решения головоломок вываливают на бедных зрителей со скоростью пулемётной очереди.
Из такой поспешности вытекает вторая проблема: «Клаустрофобы 2» получились чересчур энергичным и динамичным фильмом ужасов. И даже если вы уверены, что вторую часть нельзя назвать полновесным хоррором, то слишком торопливой она получилась даже по меркам триллера. И экшен-триллера тоже. Динамика - это хорошо, конечно. Но не в том случае, когда зрителям банально не дают передохнуть. Если первая часть уверенно балансировала на грани и могла похвастаться идеально выдержанным ритмом - если не брать слегка скомканную концовку, - то вторая кажется скомканной с самого начала. Сюжет несётся галопом через весьма скромный хронометраж (меньше полутора часов с титрами), а авторы даже не пытаются акцентировать внимание на важных деталях и уликах.
Но сильнее всего сиквелу вредит основной сюжетный поворот, который одновременно обесценивает и первую часть, и окончательно ломает сюжетную логику второй. Никаких спойлеров сюжета в обзоре не будет - для этого есть отдельная статья. Но если коротко, то могущественную организацию «Минос» в скороспелой второй части неожиданно превратили в банду опереточных злодеев, которые только пытаются казаться большими и страшными. Финал «Клаустрофобов 2» вообще вызывает множество вопросов. Но самый главный - «Что это было?».
Кроме того, создатели фильма ужасов не смогли устоять перед соблазном - и оборвали историю фактически на полуслове. Понятно, что при желании логический ряд событий можно продолжить и сделать выводы самостоятельно. Но проблема в том, что «Клаустрофобы 2» - это максимально несамостоятельное продолжение, которое прямо говорит о том, что является мостиком к гипотетической третьей части. А учитывая кассовые сборы сиквела, триквела может и не случиться вовсе.
Вдобавок во время просмотра не отпускает чувство, что серия морально устарела. Да, несколько лет назад по всей планете люди сходили с ума от квестов, а квест-румы плодились и размножались с сумасшедшей скоростью. Но теперь, кажется, мода на них окончательно прошла. Поэтому основная канва фильма кажется совсем уж надуманной. Если в реальности эскейпрумы никому не нужны, то кто же решит тратить на их убийственные версии миллиарды?
Хотя не стоит думать, что «Клаустрофобы 2» совсем уж безнадёжный фильм. Нет, это по-прежнему динамичный и в меру эффектный хоррор для всей семьи. И как и оригинал его тоже можно назвать ««Пилой» для самых маленьких». Но основная проблема в том, что от свежести концепции давно не осталось и следа, а главные обещания первой части вторая так и не сдержала. Фанатам стоит обратить внимание, всем остальным можно смело игнорировать.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена