До российских кинотеатров наконец-то добралось замысловатое и причудливое фэнтези «Легенда о Зелёном Рыцаре» (The Green Knight) - новый фильм режиссёра и сценариста Дэвида Лоури и между делом экранизация известной рыцарской поэмы «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» (Sir Gawain and the Green Knight), написанной неизвестным автором. Вот только радоваться особо нечему, потому что Лоури не просто переврал первоисточник, который на родине считается великим произведением и важной частью Артурианы, но и снял просто скучное и медлительное кино, способное усыпить даже самого внимательного и подготовленного зрителя.
Сразу отмечу, что читал несколько вариантов поэмы, легенды, мифа или романа (называйте как угодно - суть особо не изменится) про Гавейна и Зелёного Рыцаря, но не знаком с первоисточником на английском языке. Поэтому я не буду долго и нудно обличать Лоури в подмене смыслов и переписывании известной истории. Не факт, что я вообще достаточно хорошо знаком с исходным материалом, потому что отдельные «переводы» на русский язык больше похожи на вольные пересказы.
Начинается фэнтези «Легенда о Зелёном рыцаре», местами граничащее с хоррором, с максимально неторопливого вступления, в котором нас знакомят с племянником короля Артура - Гавейном. Он пока ещё не рыцарь и уж тем более не сэр, но грезит когда-нибудь занять место за Круглым столом. И вот возможность проявить себя юноша получает во время празднования Нового года: ко двору короля Артура прибывает некий Зелёный Рыцарь - великан, смахивающий на ожившее дерево, и бросает рыцарям вызов. Ответить незнакомцу решается только Гавейн - и сносит наглецу голову. Однако, практически сразу же выясняется, что Рыцарь - не человек. И, подобрав голову с пола, существо напоминает Гавейну об уговоре: ровно через год они вновь встретятся у Зелёной часовни и тогда уже великан нанесёт свой ответный удар.
Если завязку ещё можно попытаться уложить в привычную и знакомую сюжетную канву, то дальше уже Лоури даёт себе полную свободу в плане трактовок и акцентов. Гавейн в киноверсии оказывается не столько глуповатым и резким мальчишкой-наглецом, сколько подлым и абсолютно трусливым негодяем, желающим обрести славу максимально простым способом. На протяжении почти двух часов главный герой (или антигерой?) претерпевает различные лишения, которые в нормальной сказке наверняка послужили бы уроком любому персонажу, и много рефлексирует. Но заметную трансформацию характер персонажа если и претерпевает, то только в самом конце. Да и то не сказать, что радикальную.
Так что поклонникам классического - приятного и понятного - фэнтези здесь делать нечего. «Легенда о Зелёном рыцаре» - это попытка максимально «приземлить» эпос и выкинуть из рыцарского романа всю мифическую героику. Короче, очередная постмодернистская попытка трансформировать пафосный оригинал во что-то более простое и бытовое.
Но проблема в том, что выбранная Лоури повествовательная манера вообще не работает в связке с важным произведением из артурианского цикла. Все эти попытки показать короля Артура, а также его рыцарей и окружение простыми людьми - заведомо провальные. За минувшие столетия эпос настолько глубоко укоренился в массовой культуре и породил настолько много духовных наследников и последователей, что любые попытки показать «как всё было на самом деле» или деконструировать жанр (Артуриану, мне кажется, вполне можно отнести и к самостоятельному жанру - со своими правилами, законами и клише) кажутся беззубыми и совершенно беспомощными. Особенно попытки, лишённые поддержки крупных студий-мейджоров и вынужденные выезжать исключительно на таланте и художественном чутье авторов.
И с перечисленным дела у Дэвида Лоури обстоят откровенно неважно. Ну да, постановщик он, конечно, умелый - по части создания эффектных кадров, снятых под странными углами, с необычными перспективой или игрой света и тени. Но тут ещё явно не обошлось и без помощи оператора Эндрю Дроза Палермо. Цветовые решения в фильме «Легенда о Зелёном рыцаре» тоже интересные - спасибо художнице Джейд Хили. Да и у композитора Дэниэла Харта получился отличный атмосферный саундтрек.
Но когда Лоури пытается выстроить внятное повествование, кино начинает разваливаться на части. Сколько ни прикрывайся медитативным и неторопливым ритмом или необычным визуалом, а скрыть водянистые и зачастую бессмысленные диалоги, а также бесцельные блуждания главного героя от зрителя невозможно. Кроме того, с лёгкостью можно критиковать и основную мораль фильма: Гавейн почти все два часа не только не учится на своих ошибках, но и до самого конца остаётся всё тем же неприятным персонажем. Который если что-то и понимает, то только в последнюю минуту истории.
После финальных титров «Легенды о Зелёном рыцаре» так и хочется дать себе волю и назвать творение Дэвида Лоури претенциозной чепухой, снятой лишь с одной целью - поразить кинокритиков глубиной своей мысли и нестандартным подходом к классическому материалу. Вот только на самом деле здесь нет ни глубины, ни попыток донести идеи до зрителей. Всё, что есть у фильма (кроме попыток казаться умнее, чем есть на самом деле) - это необычные картинка и звук, не больше. Но и не меньше.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена