Недавно в стриминговых сервисах и онлайн-кинотеатрах вышел научно-фантастический хоррор «Демоник» (Demonic) - новый проект режиссёра-визионера Нила Бломкампа, снятый во время пандемии коронавируса COVID-19 и в обстановке строжайшей секретности. Предполагалось, что первый полнометражный фильм за шесть лет позволит постановщику полностью реабилитироваться и доказать зрителям и критикам, что авансы ему выписывали не напрасно и он действительно умеет снимать умное и эмоциональное жанровое кино. Но творческий эксперимент неожиданно обернулся настоящей катастрофой.
Для начала стоит немного остановиться на личности самого Нила Бломкампа. Сначала молодой режиссёр прослыл настоящим вундеркиндом - после того, как снял короткометражный фантастический фильм «Выжить в Йобурге» (Alive in Joburg), рассказывающий о тяжёлом быте пришельцев, потерпевших крушение на территории ЮАР. Затем ленту заметил великий и ужасный Питер Джексон и помог Нилу реализовать концепцию в полном метре - в результате мы получили чудесную фантастическую драму «Район №9» (District 9).
А дальше началось странное. Нил Бломкамп подряд снял два обаятельных, но очень уж неровных фильма с претензией на «блокбастерность» - «Элизиум: Рай не на Земле» (Elysium) и «Робот по имени Чаппи» (Chappie). Многие критики встретили новые работы Бломкампа довольно прохладно, обе они едва не провалились в прокате и получили смешанные отзывы зрителей. Нил Бломкамп на аудиторию обиделся и решил, что его замыслы просто никто не понял.
Затем несколько лет Нил Бломкамп перебивался рекламой BMW и Unity, а также снимал экспериментальные короткометражки в надежде найти финансирование для очередного концептуального проекта. Но время шло, а студии всё не несли миллионы долларов. Параллельно Нил хватался за самые разные и многообещающие проекты, но ни один не довёл до ума. Сначала Бломкамп должен был снимать фильм-катастрофу «Гренландия» (Greenland) с Крисом Эвансом, но в результате кино вышло от Рика Романа Во и с Джерардом Батлером. Много лет постановщик грезил идеей снять фантастический хоррор «Чужой 5» (Alien 5) с Сигурни Уивер, но дальше концептов дело не пошло - поговаривают, что в дело вмешался сам Ридли Скотт, который не хотел прямого продолжения «Чужих» (Aliens) Джеймса Кэмерона, игнорирующего события остальных фильмов про ксеноморфов.
В результате последним большим проектом Нила Бломкампа едва не стал прямой сиквел и перезапуск классического фантастического боевика «Робокоп возвращается» (RoboCop Returns). Сначала Нил много интересного обещал публике, а затем покинул команду из-за конфликта в графике: MGM хотела срочно снимать кино, но безработный режиссёр и сценарист оказался слишком занят.
Следует понимать, что «Демоник» - это, скорее всего, несостоявшийся фильм ужасов «Инферно» (Inferno) с Тейлором Китчем, заметно преобразившийся после потери исполнителя главной роли и лишённый производственного бюджета и поддержки крупных студий.
Если вы вдруг надеялись, что Нил Бломкамп потратил минувшие годы не напрасно и выдал максимум за минимальные деньги, то вы глубоко ошибаетесь. Дело в том, что известный режиссёр в своём первом фильме ужасов не только совершил все ошибки, свойственные новичкам. Он выпустил кино, которое не работает на всех уровнях - и большую часть времени кажется любительской поделкой, впопыхах снятой на камеру смартфона.
Сюжетный синопсис интриговал потенциальных зрителей необычным взглядом на тему экзорцизма и религиозных хорроров. Создатели в интервью рассказывали о том, какие революционные технологии применяли во время съёмок. Но на этот раз пускать пыль в глаза бесполезно: с первых минут «Демоник» понимаешь, что Нил Бломкамп, которого самые смелые обозреватели некогда называли настоящим визионером, будущим новым Стивеном Спилбергом и голливудским вундеркиндом, сдулся. И - как уже теперь пишут в обзорах - «забил последний гвоздь в крышку гроба своей карьеры».
Сложно даже объяснить, что именно с «Демоник» не так. Правильнее будет сказать, что в фильме ужасов плохо абсолютно всё. Если с дешевизной ещё можно попробовать смириться (всё же хоррор снимали в 2020 году, в самый разгар пандемии и практически на голом энтузиазме), то закрыть глаза на все прочие недостатки не получится. Дело в том, что Бломкамп сочинил максимально тупую и нелогичную историю об ордене экзорцистов, использующих в работе высокие технологии и самое современное оборудование, а затем очень плохо и неумело перенёс её на экраны.
Самое смешное, что Нил очень долго пытается нагонять интригу - в ситуации, когда основной сюжетный поворот заспойлерили ещё даже не в трейлерах и синопсисе, а на стадии анонса. Долго и нудно режиссёр показывает нам простую и не особо радостную жизнь Карли - молодой женщины, которая до сих пор не может смириться с тем, что её мать оказалась серийной (или массовой?) убийцей. Но вот серые будни сменяются странными разговорами с загадочными учёными, предлагающими Карли принять участие в эксперименте. И таким образом, возможно, помочь матери, пребывающей в коме. И потом всё заверте...
Любой зритель ещё в первые минуты и по названию догадается, что речь в хорроре пойдёт о борьбе с демонами и об экзорцизме. Но это понятно всем, кроме режиссёра - поэтому он неумело и неловко пытается нагнать саспенс и посеять в зрительских умах зерно сомнения в реальности происходящего.
Но, как уже и было сказано, надежды на хотя бы «нормальное» кино вдребезги разбиваются уже в самом начале. Когда видишь, как Нил Бломкамп строит кадр и повествование, работает с персонажами. От «Демоник» за версту несёт любительским кино. Но не тем, что настолько глупое и обаятельное, что даже сносное. А того особого рода, которое даже третьесортным не назовёшь.
И во второй половине фильма - когда автор срывает покровы тайны и вываливает откровение на тему того, что безумную мать долгие годы терзал демон, который теперь переключился на дочь, - ситуация даже усугубляется. Потому что понимаешь: Бломкамп совершенно не умеет пугать и создавать атмосферу надвигающегося кошмара. Всё, что есть в запасе у постановщика - это пара-тройка неудачных скримеров, а также нелепый монстр, рыщущий в тенях и напоминающий одновременно огромного ворона и чумного доктора. А ещё Нил постоянно тычет нам в лицо революционной технологией - вставками, которые напоминают видеоигру, запущенную на минимальных настройках с пониженным разрешением.
А финал «Демоник» и вовсе призван добить зрителей. Когда думаешь, что хуже уже быть не может, «хоррор» окончательно роняет темп и теряет фокус - и скатывается в унылые блуждания в потёмках и серых помещениях, без смысла и цели. И терпеть почти два часа предлагают ради невнятнейшего сюжетного твиста и очень ленивого эпилога.
«Демоник» должен был реабилитировать Нила Бломкампа и помочь ему перезапустить карьеру. Но вместо того, чтобы оттолкнуться от дна, режиссёр провалился ещё глубже. И теперь начинаешь задумываться о том, что на самом деле случилось с бывшим визионером: то ли он окончательно разучился снимать, то ли все предыдущие фильмы за него снимал кто-то другой.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена