Недавно на Netflix вышел хоррор «Классическая история ужасов» (A Classic Horror Story) - фильм, который на первый взгляд кажется наспех снятым по чужим шаблонам и лекалам. Более того, режиссёры и сценаристы Роберто Де Фео и Паоло Стрипполи даже не пытались скрывать, что при создании своего совместного проекта вдохновлялись культовым кино - в списке референсов замечены как «Солнцестояние» (Midsommar), так и «Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre). Но кто мог подумать, что нас ждёт не безмозглое подражательство, а попытка высмеять привычные жанровые клише и окунуть зрителей в довольно жёсткую социальную сатиру.
Всю первую половину «Классическая история ужасов» полностью оправдывает название и пускает пыль в глаза. Несколько незнакомцев едут по своим делам на одной попутке, затем, как и полагается, сворачивают не туда и попадают в аварию. А дальше оказываются у чёрта на рогах: телефоны не работают, уехать из безлюдного захолустья не получается. Дальше - больше: легкомысленных попутчиков начинают атаковать безумные культисты, обосновавшиеся в итальянских лесах. И в целом неторопливый фильм спешно трансформируется в напряжённую борьбу за выживание и череду жестоких убийств.
Всю первую половину ленты Роберто Де Фео и Паоло Стрипполи фанатам страшного жанра только и остаётся, что высматривать отсылки и пасхалки к культовым хоррорам. Впрочем, авторы не против такой интеллектуальной игры - наоборот, они даже подталкивают зрителей принять участие в забаве, вкладывая в уста одного из главных героев (что особенно иронично - несостоявшегося режиссёра, фанатеющего по ужасам) сравнения ситуации с кино.
У попутчиков, конечно, и своих проблем хватает - все они оказались в захолустье в силу совершенно разных причин. Но, как это обычно и бывает, о личных интересах и проблемах придётся на время забыть, чтобы действовать сообща и выжить в ситуации, когда местные безумцы не остановятся ни перед чем, чтобы принести жертвы своим покровителям.
Но и тут «Классическая история ужасов» удивляет в меру способностей. В определённый момент понимаешь, что ряды центральных персонажей стремительно редеют, а до концовки ещё далеко. И когда тебя уже начинают терзать смутные сомнения, Роберто Де Фео и Паоло Стрипполи выкладывают на стол козырь - главный сюжетный поворот.
Ключевой сюжетный твист тоже, конечно, сложно назвать свежим. Мозг он не выносит, почву из-под ног не выбивает. Но прекрасно то, что к кульминации и финалу создатели фильма ужасов подходят с выдумкой и фантазией. Мало того, что они в результате превращают кино в социальную сатиру, исследующую философию современного лицемерия и желания людей казаться лучше и добрее, чем они есть на самом деле. «Классическая история ужасов» вдобавок выворачивает наизнанку все привычные сюжетные тропы. А всё ради того, чтобы продемонстрировать простую мысль: человечество давно погрязло в насилии и уже не понимает границ дозволенного и запретного. А развлечения настолько приелись обывателям, что они уже не вызывают никаких эмоций. Ну, кроме желания поставить дизлайк.
Чудесно и то, что Netflix хватило самоиронии, чтобы оставить постмодернистскую сцену после титров. Она не только одновременно смешит и нагоняет тоску, но и вдоволь издевается над современной культурой. Точнее, над той её формой, что породили потоковые сервисы.
Но не следует думать, что «Классическая история ужасов» в будущем тоже станет культовым кино - тем самым, которое она старательно копирует всю первую половину хронометража. Нет, фильм ужасов Роберто Де Фео и Паоло Стрипполи едва ли войдёт в историю. Скорее, он так и останется необязательным и малобюджетным, пускай и обаятельным развлечением на один вечер. Местами кровавым и жестоким, но куда чаще насмешливым и полным иронии. Но чего не отнять у хоррора, так это того, что он оказался заметно умнее большинства конкурентов.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена