Незадолго до мировой премьеры жанровые издания осыпали французский фантастический хоррор «Бегущая в лабиринте» (Meander / Meandre) похвалами и лестными эпитетами. И даже сравнивали с вечной классикой - культовыми фильмами ужасов «Пила» (Saw) и «Куб» (Cube). От первой ленты новинке, показанной на кинофестивалях ещё аж в 2020 году, досталась концепция загадочной игры с не совсем понятными правилами, а от второй - идея комплекса, состоящего из переходов и комнат, полных смертоносных ловушек. Но насколько интересным оказался гибрид режиссёра и сценариста Матьё Тури?
Ответ на этот вопрос во многом будет зависеть от вашего отношения к постапокалиптическому хоррору «Выжившие» (Hostile), вышедшему три года назад. Хотя бы потому, что в своей новой работе Матьё Тури провернул тот же самый фокус: фантастический фильм ужасов «Бегущая в лабиринте» точно так же постоянно отклоняется от взятого курса в сторону драмы и вдобавок регулярно потчует зрителя флэшбеками, призванными пролить хоть немного света на происходящий в кадре мрак, а также снабдить показанные события минимальным контекстом.
Вот и «Бегущая в лабиринте» начинается с загадки, которую постановщик словно клубок будет распутывать на протяжении полутора часов. Простая женщина Лиза, тяжело переживающая гибель дочери, поймает попутку... но до пункта назначения не доедет. Вместо этого главная героиня придёт в себя в загадочном месте: комплексе, построенном неизвестно кем и неизвестно для чего - состоящем из комнат, соединённых тесными лазами, напоминающими то ли трубы, то ли систему вентиляции. Лизе предстоит найти выход из лабиринта. Но сделать это будет не так-то просто, потому что коридоры нашпигованы не особо хитроумными, но эффективными ловушками.
К европейскому кино можно относиться по-разному, но перед просмотром фильма ужасов Матьё Тури важно понимать такую вещь. Если вы ждёте привычное жанровое кино, которое будет развиваться по стандартной схеме и предложит плюс-минус предсказуемый сюжет... то вы правы. Режиссёр и сценарист не стал изобретать велосипед и воспользовался при создании своего хоррора привычными клише. Но нужно отметить, что и без привычных «творческих завихрений» не обошлось. И на протяжении всего хронометража «Бегущую в лабиринте» кидает из стороны в сторону: сначала она притворяется фантастическим триллером, затем - хоррором, но ближе к финалу всё чаще обращается к семейной драме. А в самом конце история и вовсе мутирует в притчу о прощении и важности примирения с прошлым ради душевного спокойствия.
Уверен, что такой жанровый гибрид придётся по вкусу далеко не всем. Но самая приятное, что есть у «Бегущей в лабиринте» - это умение удивлять. Когда начинает казаться, что создатели фильма уже показали всё, что у них было в запасе, на экране обязательно происходит что-нибудь неожиданное. Неожиданное не в глобальном смысле, а по меркам жанра. Кроме того, хоррор может похвастаться необычным дизайном отдельных... скажем так, «элементов». Но давайте обойдёмся без спойлеров.
Ключевая же проблема в том, что даже в своём втором полнометражном фильме Матьё Тури до сих пор не определился с тем, что на самом деле хочет снимать. И вот уже второй фантастический фильм ужасов у него получается на удивление неровным. Понятно, что автору виднее и лучше знать, что он пытается донести до зрителя. Но чем дальше, тем всё сильнее «Бегущая в лабиринте» отходит в сторону от хоррора, пока от него не остаётся и следа. И в этом не было бы ничего плохого, если бы Тури не делал основную ставку на загадочную атмосферу, а снимал бы более приземлённую драму. И не выдавал бы в качестве финала сборник житейских мудростей под видом метафорической борьбы с внутренними демонами и личными страхами.
«Бегущая в лабиринте» на деле оказалась непривычным, но любопытным фантастическим триллером. Местами чересчур предсказуемым, порой необычным. В общем, «европейским» - со всеми вытекающими. Если вы ждали от новинки хоррора в духе «Пилы» и «Куба», то можете смело проходить мимо. Но если готовы к не совсем стандартному жанровому кино - добро пожаловать.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена