Как и в случае с «Донни Дарко» (Donnie Darko). неподготовленному человеку довольно сложно понять, что в фильме происходило на самом деле, а что только в голове (воспоминаниях и фантазиях) главного героя. Если вы уже посмотрели кино, но осталось множество вопросов, прочитайте подробные описание, разбор и объяснение сюжета и концовки. Осторожно, в тексте присутствуют спойлеры!
Важное предупреждение перед основной частью обзора. Внимание! Редакция
FatCatSlim и все её нынешние и будущие авторы категорически против
употребления наркотиков! Текст ниже не является пропагандой распространения
и употребления запрещённых веществ, а также асоциального образа жизни, и
опубликован исключительно с целью анализа развлекательного художественного
произведения для взрослой аудитории. Кроме того, создатели фильма и редакция
FatCatSlim решительно осуждают употребление запрещённых веществ. А фильм
явно показывает наркотики как абсолютное зло!
Начинается фантастический триллер «Выбор Фредерика Фитцелла» (или «Флэшбэк») с того, что нам показывают будни вполне успешного и состоявшегося молодого человека Фреда Фитцелла. Он совсем скоро женится на любимой девушке, с ней же он переезжает в новую прекрасную и современную квартиру. Кроме того, Фредерик получает должность аналитика в крупной компании. Казалось бы, жизнь удалась и впереди главного героя ждёт безоблачное будущее.
Вот только есть одна проблема, которая не даёт Фреду спокойно жить. Мать главного героя стремительно теряет память из-за неназванной болезни, поражающей нервную систему и нейронные связи мозга. Она почти не узнаёт сына и врачи не видят предпосылок к улучшению ситуации с её здоровьем. Фред прямо спрашивает, сколько осталось жить его маме и есть ли шанс её вылечить, но доктор лишь разводит руками. И утверждает, что человеческая память наверняка хранится где-нибудь внутри мозга, который учёные пока так до сих пор не исследовали.
Но ситуация резко меняется после того, как однажды Фред решает объехать пробку и срезать дорогу до работы через объезд. Главный герой понимает, что нарушает правила, но он слишком спешит. И тогда, отклонившись от проложенного курса, Фредерик неожиданно пускает свою жизнь под откос. Случайная встреча с изуродованным бродягой, бормочущим бессмыслицу, заставляет его вспомнить о Синди Уильямс.
Синди - девушка, которую Фред знал давным давно, когда учился в выпускных классах. Фред с трудом вспоминает, что Синди была его одноклассницей в старших классах школы. Но он совершенно не помнит, что с ней случилось. Кажется, она пропала и так и не закончила учёбу. И потом главный герой разыскивает свой старый школьный альбом и замечает, что фото Синди закрашено чёрным цветом. Кажется, кто-то не хотел, чтобы он её вспомнил.
Фред становится одержимым и забывает о своей нынешней жизни в попытках восстановить память. Он разыскивает старых «друзей» и вспоминает о загадочном веществе - наркотике Меркурии, о котором мало кто знает. Препарат неизвестного происхождения довольно странно воздействовал на психику и даже у самых невосприимчивых людей вызывал потерю ориентации в пространстве и времени.
Постепенно Фред не только восстанавливает цепочку событий, которые привели к поистине катастрофическим последствиям из-за употребления Меркурия (особенно в чистом виде), но и планомерно рушит свою жизнь, скатываясь на дно. Он узнаёт всё больше о своих отношениях с Синди. Вспоминает о том, как его мать - миссис Фитцелл - постепенно теряла память и разум. А также главный герой выясняет, что такое Меркурий. И нет, это на самом деле никакой не наркотик, а экспериментальный препарат, созданный для модификации человеческого организма.
Постепенно, выясняя правду о Синди, Мерке и своём месте в истории, Фредерик Фитцелл всё больше начинает сомневаться в реальности своей нынешней - благополучной - жизни и перестаёт обращать внимание на окружающих. В итоге поиски истины оканчиваются для Фреда практически божественным откровением. Но вместе с тем он теряет семью - любимая женщина бросает его, с работы увольняют из-за систематических прогулов и психозов, а его мама умирает.
А потом, когда он всё же находит Синди, оказывается, что на самом деле всё было не так. Фред узнаёт, что время нелинейно и люди могут существовать параллельно во множестве реальностей, порождённых ежесекундными выборами. И осознавать всё происходящее одновременно, словно расслаиваясь на все возможные жизни.
Полный пересказ сюжета фильма ужасов «Выбор Фредерика Фитцелла» («Флэшбэк») для тех, кто всё пропустил
Начинается фантастический триллер «Выбор Фредерика Фитцелла» (или «Флэшбэк») с того, что нам показывают будни вполне успешного и состоявшегося молодого человека Фреда Фитцелла. Он совсем скоро женится на любимой девушке, с ней же он переезжает в новую прекрасную и современную квартиру. Кроме того, Фредерик получает должность аналитика в крупной компании. Казалось бы, жизнь удалась и впереди главного героя ждёт безоблачное будущее.
Вот только есть одна проблема, которая не даёт Фреду спокойно жить. Мать главного героя стремительно теряет память из-за неназванной болезни, поражающей нервную систему и нейронные связи мозга. Она почти не узнаёт сына и врачи не видят предпосылок к улучшению ситуации с её здоровьем. Фред прямо спрашивает, сколько осталось жить его маме и есть ли шанс её вылечить, но доктор лишь разводит руками. И утверждает, что человеческая память наверняка хранится где-нибудь внутри мозга, который учёные пока так до сих пор не исследовали.
Но ситуация резко меняется после того, как однажды Фред решает объехать пробку и срезать дорогу до работы через объезд. Главный герой понимает, что нарушает правила, но он слишком спешит. И тогда, отклонившись от проложенного курса, Фредерик неожиданно пускает свою жизнь под откос. Случайная встреча с изуродованным бродягой, бормочущим бессмыслицу, заставляет его вспомнить о Синди Уильямс.
Синди - девушка, которую Фред знал давным давно, когда учился в выпускных классах. Фред с трудом вспоминает, что Синди была его одноклассницей в старших классах школы. Но он совершенно не помнит, что с ней случилось. Кажется, она пропала и так и не закончила учёбу. И потом главный герой разыскивает свой старый школьный альбом и замечает, что фото Синди закрашено чёрным цветом. Кажется, кто-то не хотел, чтобы он её вспомнил.
Фред становится одержимым и забывает о своей нынешней жизни в попытках восстановить память. Он разыскивает старых «друзей» и вспоминает о загадочном веществе - наркотике Меркурии, о котором мало кто знает. Препарат неизвестного происхождения довольно странно воздействовал на психику и даже у самых невосприимчивых людей вызывал потерю ориентации в пространстве и времени.
Постепенно Фред не только восстанавливает цепочку событий, которые привели к поистине катастрофическим последствиям из-за употребления Меркурия (особенно в чистом виде), но и планомерно рушит свою жизнь, скатываясь на дно. Он узнаёт всё больше о своих отношениях с Синди. Вспоминает о том, как его мать - миссис Фитцелл - постепенно теряла память и разум. А также главный герой выясняет, что такое Меркурий. И нет, это на самом деле никакой не наркотик, а экспериментальный препарат, созданный для модификации человеческого организма.
Постепенно, выясняя правду о Синди, Мерке и своём месте в истории, Фредерик Фитцелл всё больше начинает сомневаться в реальности своей нынешней - благополучной - жизни и перестаёт обращать внимание на окружающих. В итоге поиски истины оканчиваются для Фреда практически божественным откровением. Но вместе с тем он теряет семью - любимая женщина бросает его, с работы увольняют из-за систематических прогулов и психозов, а его мама умирает.
А потом, когда он всё же находит Синди, оказывается, что на самом деле всё было не так. Фред узнаёт, что время нелинейно и люди могут существовать параллельно во множестве реальностей, порождённых ежесекундными выборами. И осознавать всё происходящее одновременно, словно расслаиваясь на все возможные жизни.
В каком порядке на самом деле происходят события в фильме «Выбор Фредерика Фитцелла»? Что реально, а что нет?
Стоит предположить, что основная реальность в фильме «Выбор Фредерика
Фитцелла» («Флэшбэк») состоит именно из тех событий, что режиссёр и
сценарист Кристофер МакБрайд показывает в самом начале фильма. Именно
«успешную» версию Фреда стоит рассматривать как основную - следовательно, и
ход событий определяется его поступками.
На пороге тридцатилетия Фред Фитцелл начинает сомневаться в правильности своих выборов в прошлом. Да, кажется, что всё у него в жизни хорошо. Но главному герою, кажется, скучно жить именно таким - простым и предсказуемым - образом. Кроме того, моральное состояние Фреда заметно расшатывает болезнь матери, которую невозможно вылечить. И постепенно болезнь любимого и близкого человека разбивает спокойную и понятную реальность главного героя.
Отклонения от основной сюжетной линии начинаются только в те моменты, когда Фред вспоминает свою юность - школьные ученические годы. А также тогда, когда принимает Мерк. Первое воспоминание посещает главного героя после того, как он нарушает правила дорожного движения, чтобы успеть на работу. Фред отклоняется от заранее проложенного маршрута, встречается с уродливым бродягой и следом его накрывают воспоминания. И чуть позже он приходит в себя оглушённый и шокированный.
Второй флэшбек накрывает Фреда ночью - когда он никак не может уснуть в постели с невестой Карен. Может показаться, что этот эпизод не так важен. Но на самом деле он иллюстрирует простую идею того, что Фредерик становится одержим поиском правды, которая хранится в глубине его подсознания. И именно тогда он начинает фанатично воскрешать подавленные травматичные воспоминания из своего подросткового прошлого.
Но главное доказательство того, что версия «успешного Фреда» - основная, находится почти в самом финале. В конце «Выбора Фредерика Фитцелла» нам показывают нервный срыв главного героя во время презентации, к которой он не был готов. И пускай всё идёт наперекосяк и его увольняют (в одной из версий событий), затем он телепортируется к относительно безопасной точке, предшествовавшей катастрофе. Встреча ещё не началась, хотя начальница Фреда - Эвелин - строго и недовольно посматривает на него, ныне неблагонадёжного сотрудника. Получается, что отдельные сцены в фильме - не реальность и не возможные варианты событий, а просто домыслы главного героя. Фред просто фантазирует на тему того, что могло бы произойти, если бы он поступил так, а не иначе.
Хотя не исключено, что истинный смысл показанного в другом. Фред Фитцелл может быть одним из редких везунчиков, правильно усвоивших Меркурий и научившихся управлять своей жизнью. Точнее, всеми вариациями своих жизней. И таком случае суть в следующем: Фредерик мог просто научиться перематывать своё индивидуальное время вперёд или назад - для того, чтобы корректировать индивидуальную реальность.
Кроме того, важно учитывать и тот факт, что прошлое Фреда тоже пластично и может видоизменяться по ходу сюжета. Нам несколько раз показывали в фильме, что главный герой не просто вспоминает новые детали прошлого - он также может его корректировать. И эта деталь даёт свободу трактовать показанное как угодно. Например, Фред-из-прошлого может быть единственным реальным главным героем - и тогда его успешное настоящее всего лишь один из вариантов. Не исключено, что Фред может менять свои воспоминания под влиянием момента - в зависимости от того, что чувствует здесь и сейчас. Но и такая теория имеет право на жизни: главный герой свободно перемещается в ветвистом хронопотоке своей жизни и меняет любые детали в произвольном порядке.
Самое интересное в поисках правды Фредерика Фитцелла - это момент, когда он вспоминает о том, как принял чистый Меркурий. И узнал не только правду о происхождении препарата (который, как выяснилось в фильме, никогда не был наркотиком), но и об изнанке реальности. Смысл сюжета «Флэшбэка» в следующем: всем происходящим в жизни человека - и хорошимм, и плохим - управляет некая агрессивная форма жизни.
Что такое «Агрессивная форма жизни» (она же «инвазивная» или «паразитическая»)? Человек-со-шрамом описывает её так:
Когда Фред Фитцелл обнаруживает Синди, которая всегда и во всех реальностях и временах ждала его в одном и том же месте, он перемещается в прошлое. Приходит в себя после приёма Меркурия - среди будущего Человека-со-шрамом и его последователей. И тогда во вневременном монологе автор фильма Кристофер МакБрайд неожиданно намекает нам на то, что основой сюжета «Флэшбэка» может быть инопланетное вторжение неизвестных существ, поработивших человечество.
Человек-со-шрамом утверждает, что людям навязали иллюзию времени и страх неправильного выбора. Хотя, следуя логике фильма, человек - существо многомерное, живущее одновременно не только в прошлом, настоящем и будущем, но и во всех возможных версиях реальности. Не секрет, что любые выборы и поступки меняют индивидуальные хронопотоки людей - жизни, судьбы. Но если верить идее в основе кино МакБрайда, изначально люди могли существовать везде и сразу, во всех вариациях своих жизней. Получается, что человек изначально был бессмертным и почти всемогущим, но затем кто-то или что-то (пришельцы или дьявол - не важно) загнали/загнало людей в чёткую и распланированную систему предопределённых событий.
Не исключено, что Кристофер МакБрайд выстроил сюжет «Выбора Фредерика Фитцелла» на основе симуляции (виртуальной или психической - не суть важно). Можно сколько угодно фантазировать на тему, но проще отталкиваться от показанных в фильме образов, метафор и фактов.
Во второй половине нам неоднократно дают понять, что одним из важнейших факторов, влияющих на жизнь Фреда Фитцелла, является так и не разрешённый конфликт со смертельно больной матерью. Кроме того, в периоды эмоциональной и психической нестабильности главного героя преследует пугающее видение размытого рта. Можно решить, что это обыкновенная галлюцинации. Ну или предположить, что это вселенная пытается проглотить юного вневременного бунтаря. Широко раскрытый рот преследует Фреда во время конфликтов с начальницей, разговоров с учителем, а также во время бегства от полиции. Разумно предположить, что видение провоцирует стресс.
Но на самом деле Крис МакБрайд даёт нам чёткий ответ. Рот - это давнее воспоминание из детства Фреда, в младенчестве увидевшего и запомнившего таким крик испуганной матери. В самом конце фильма нам показывают, что Фредерик, потерянный и опустившийся за годы своих путешествий с Синди и Меркурием, незадолго перед смертью посещает мать в больнице. И миссис Фитцелл пытается что-то сказать, но едва может шевелить ртом. И тогда главный герой понимает, что галлюцинация гигантского рта, преследующего его сквозь годы и пространство - это крик матери, который он услышал в далёком детстве.
Когда Фред был совсем маленьким, то он, как и все дети, искал приключений и с любопытством исследовал окружающий мир. И в результате с ним произошло нечто нехорошее. Мать испугалась, закричала и тем самым нанесла малышу ещё более глубокую психологическую травму. И это событие, возможно, загнало его в те самые рамки, о которых говорил Человек-со-шрамом: испуг матери навсегда отучил Фреда рисковать и в итоге он начал жить простой и комфортной жизнью, не смог реализовать свои мечты и навсегда погряз в рутине.
И смысл сюжета как раз в том самом конфликте: между интересной и насыщенной жизнью и комфортным, но будничным и размеренным существованием. Короче, конфликт молодых бунтарей и простых обывателей средних лет.
Так что конкретно для Фредерика Фитцелла той самой зловещей инвазивной формой жизни, мешающей идти в желаемом направлении, стало детское воспоминание о матери. И незначительном событии, которое навсегда отучило его рисковать.
В конце фильма «Выбор Фредерика Фитцелла» нам показывают, что главный герой решил полностью оставить свою благополучную, но такую иллюзорную жизнь. После конфликта в комнате для совещаний Фред перемещается к себе за стол, но после телепортации убегает со встречи. Он возвращается в то самое заброшенное здание и узнаёт, что Синди Уильямс все эти годы ждала его в том самом месте, где он впервые попробовал настоящий Меркурий.
Проходит какое-то время - мы точно не знаем сколько. Возможно, дни, недели или годы. Фред вместе с Синди живёт в трущобах - они употребляют Меркурий и путешествуют в разные времена и реальности... Но на самом деле, как обыкновенные наркоманы, просто убивают себя и бессмысленно расходуют время. Но они ошибочно воображают себя борцами с системой. И на самом деле не борются с иллюзией, а всё глубже тонут в ней.
В одной из реальностей Фред - известный художник, живущий вместе с Синди в красивом доме. В другой версии своей жизни он путешествует с любимой девушкой по пустыне. Затем он снова проваливается в прошлое - и вспоминает, как в детстве сломал фарфоровую статуэтку, которая очень многое значила для его матери. Затем он отправляется в больницу и его снова накрывает детская травма.
Фред собирается уйти, но его останавливает голос матери - та называет его по имени. Получается, что несмотря на болезнь миссис Фитцелл помнит и узнаёт своего сына. И это шокирует Фреда. И тогда в нарезке кадров он понимает, что на самом деле мать в детстве кричала не на него - она просто испугалась, что с ребёнком может произойти что-то страшное и непоправимое. И тогда Фредерик не только принимает своё прошлое, но и избавляется от груза, давившего на него все прошедшие годы. Теперь главный герой вспоминает лучшие моменты своей жизни.
Кульминация - это момент истины. Фредерик понимает, что пускай Меркурий и даёт ему доступ в бесконечные варианты прошлого, настоящего и будущего, но знание не делает его счастливым. И Фред решает завязать - можно даже решить, что фильм всё это время был метафоричным и ёмким высказыванием о вреде наркотиков. По большей части так и есть - если отбросить размышления о судьбе и свободе выбора.
Фред решает прекратить любое общение с Синди - главный герой стремительно взрослеет, принимает на себя ответственность за свои поступки и выбирает спокойную и комфортную предсказуемую жизнь вместо бунта и анархии. Он навсегда закрывает для себя дверь в альтернативные жизни и перестаёт принимать Мерк. Он приводит в порядок свою текущую реальность: снова возвращается на работу и к невесте.
Кроме того, он находит способ полностью разорвать разрушительные и гнетущие отношения с Синди - Фред просто переписывает своё прошлое. Снова повторяется сцена, но она меняется: если в первой версии Фред и Синди просто обменивались взглядами в школе, то во второй они вместе убегали с занятий. В третьей итерации событий Фред остаётся на месте, они обмениваются с Синди улыбками, затем девушка навсегда уходит. В том числе из его жизни.
До конца не понятно, что происходит с Фредериком - меняет ли он своё прошлое на самом деле или просто стирает или видоизменяет воспоминания о минувших событиях. Но суть в том, что он постоянно делает выбор, а не убегает от обстоятельств.
Финальная сцена концовки вовсе ставит жирную точку в истории. Мать Фредерика тихо умирает во сне, пока он навещает её. А сам Фред вспоминает о том, как в детстве пытался уползти из безопасной детской комнаты и выжидал момент, когда миссис Фитцелл утратит бдительность. В самом конце главный герой корректирует и это событие или воспоминание - он не уходит во тьму на поиски приключений, а возвращается обратно к матери. Таким образом он стирает из реальности прошлый травмирующий опыт и выбирает спокойную жизнь с женой Карен. И становится отцом.
Получается, что весь фильм «Выбор Фредерика Фитцелла» (или «Флэшбэк») был одной большой метафорой взросления. И историей о важности выбора. А также о том, что утраченные и оставшиеся в прошлом возможности не обязательно могли быть лучше того варианта, что существует здесь и сейчас.
На пороге тридцатилетия Фред Фитцелл начинает сомневаться в правильности своих выборов в прошлом. Да, кажется, что всё у него в жизни хорошо. Но главному герою, кажется, скучно жить именно таким - простым и предсказуемым - образом. Кроме того, моральное состояние Фреда заметно расшатывает болезнь матери, которую невозможно вылечить. И постепенно болезнь любимого и близкого человека разбивает спокойную и понятную реальность главного героя.
Отклонения от основной сюжетной линии начинаются только в те моменты, когда Фред вспоминает свою юность - школьные ученические годы. А также тогда, когда принимает Мерк. Первое воспоминание посещает главного героя после того, как он нарушает правила дорожного движения, чтобы успеть на работу. Фред отклоняется от заранее проложенного маршрута, встречается с уродливым бродягой и следом его накрывают воспоминания. И чуть позже он приходит в себя оглушённый и шокированный.
Второй флэшбек накрывает Фреда ночью - когда он никак не может уснуть в постели с невестой Карен. Может показаться, что этот эпизод не так важен. Но на самом деле он иллюстрирует простую идею того, что Фредерик становится одержим поиском правды, которая хранится в глубине его подсознания. И именно тогда он начинает фанатично воскрешать подавленные травматичные воспоминания из своего подросткового прошлого.
Но главное доказательство того, что версия «успешного Фреда» - основная, находится почти в самом финале. В конце «Выбора Фредерика Фитцелла» нам показывают нервный срыв главного героя во время презентации, к которой он не был готов. И пускай всё идёт наперекосяк и его увольняют (в одной из версий событий), затем он телепортируется к относительно безопасной точке, предшествовавшей катастрофе. Встреча ещё не началась, хотя начальница Фреда - Эвелин - строго и недовольно посматривает на него, ныне неблагонадёжного сотрудника. Получается, что отдельные сцены в фильме - не реальность и не возможные варианты событий, а просто домыслы главного героя. Фред просто фантазирует на тему того, что могло бы произойти, если бы он поступил так, а не иначе.
Хотя не исключено, что истинный смысл показанного в другом. Фред Фитцелл может быть одним из редких везунчиков, правильно усвоивших Меркурий и научившихся управлять своей жизнью. Точнее, всеми вариациями своих жизней. И таком случае суть в следующем: Фредерик мог просто научиться перематывать своё индивидуальное время вперёд или назад - для того, чтобы корректировать индивидуальную реальность.
Кроме того, важно учитывать и тот факт, что прошлое Фреда тоже пластично и может видоизменяться по ходу сюжета. Нам несколько раз показывали в фильме, что главный герой не просто вспоминает новые детали прошлого - он также может его корректировать. И эта деталь даёт свободу трактовать показанное как угодно. Например, Фред-из-прошлого может быть единственным реальным главным героем - и тогда его успешное настоящее всего лишь один из вариантов. Не исключено, что Фред может менять свои воспоминания под влиянием момента - в зависимости от того, что чувствует здесь и сейчас. Но и такая теория имеет право на жизни: главный герой свободно перемещается в ветвистом хронопотоке своей жизни и меняет любые детали в произвольном порядке.
Что такое «Агрессивная форма жизни», которая влияет на жизнь Фредерика Фитцелла, на самом деле?
Самое интересное в поисках правды Фредерика Фитцелла - это момент, когда он вспоминает о том, как принял чистый Меркурий. И узнал не только правду о происхождении препарата (который, как выяснилось в фильме, никогда не был наркотиком), но и об изнанке реальности. Смысл сюжета «Флэшбэка» в следующем: всем происходящим в жизни человека - и хорошимм, и плохим - управляет некая агрессивная форма жизни.
Что такое «Агрессивная форма жизни» (она же «инвазивная» или «паразитическая»)? Человек-со-шрамом описывает её так:
Ты не волен сам выбирать систему восприятия реальности. Эта система дана изначально. Числа, наш язык, цвет. форма - неверная интерпретация информации вокруг тебя. Интерпретация была навязана тебе формой жизни. Она пытается контролировать твоё сознание. Вещество, которое ты принял, временно нейтрализует влияние инвазивной формы жизни. Эта форма жизни заставляет тебя воспринимать информацию так, как это свойственно ей самой - линейно. Воспринимать выбор как неизбежный исход. Она внушает тебе этот исход - тем самым диктует решение и лишает тебя всякого выбора. Для того, чтобы достичь своей цели, она заставляет тебя верить в одну из величайших иллюзий - время.
Когда Фред Фитцелл обнаруживает Синди, которая всегда и во всех реальностях и временах ждала его в одном и том же месте, он перемещается в прошлое. Приходит в себя после приёма Меркурия - среди будущего Человека-со-шрамом и его последователей. И тогда во вневременном монологе автор фильма Кристофер МакБрайд неожиданно намекает нам на то, что основой сюжета «Флэшбэка» может быть инопланетное вторжение неизвестных существ, поработивших человечество.
Человек-со-шрамом утверждает, что людям навязали иллюзию времени и страх неправильного выбора. Хотя, следуя логике фильма, человек - существо многомерное, живущее одновременно не только в прошлом, настоящем и будущем, но и во всех возможных версиях реальности. Не секрет, что любые выборы и поступки меняют индивидуальные хронопотоки людей - жизни, судьбы. Но если верить идее в основе кино МакБрайда, изначально люди могли существовать везде и сразу, во всех вариациях своих жизней. Получается, что человек изначально был бессмертным и почти всемогущим, но затем кто-то или что-то (пришельцы или дьявол - не важно) загнали/загнало людей в чёткую и распланированную систему предопределённых событий.
Не исключено, что Кристофер МакБрайд выстроил сюжет «Выбора Фредерика Фитцелла» на основе симуляции (виртуальной или психической - не суть важно). Можно сколько угодно фантазировать на тему, но проще отталкиваться от показанных в фильме образов, метафор и фактов.
Во второй половине нам неоднократно дают понять, что одним из важнейших факторов, влияющих на жизнь Фреда Фитцелла, является так и не разрешённый конфликт со смертельно больной матерью. Кроме того, в периоды эмоциональной и психической нестабильности главного героя преследует пугающее видение размытого рта. Можно решить, что это обыкновенная галлюцинации. Ну или предположить, что это вселенная пытается проглотить юного вневременного бунтаря. Широко раскрытый рот преследует Фреда во время конфликтов с начальницей, разговоров с учителем, а также во время бегства от полиции. Разумно предположить, что видение провоцирует стресс.
Но на самом деле Крис МакБрайд даёт нам чёткий ответ. Рот - это давнее воспоминание из детства Фреда, в младенчестве увидевшего и запомнившего таким крик испуганной матери. В самом конце фильма нам показывают, что Фредерик, потерянный и опустившийся за годы своих путешествий с Синди и Меркурием, незадолго перед смертью посещает мать в больнице. И миссис Фитцелл пытается что-то сказать, но едва может шевелить ртом. И тогда главный герой понимает, что галлюцинация гигантского рта, преследующего его сквозь годы и пространство - это крик матери, который он услышал в далёком детстве.
Когда Фред был совсем маленьким, то он, как и все дети, искал приключений и с любопытством исследовал окружающий мир. И в результате с ним произошло нечто нехорошее. Мать испугалась, закричала и тем самым нанесла малышу ещё более глубокую психологическую травму. И это событие, возможно, загнало его в те самые рамки, о которых говорил Человек-со-шрамом: испуг матери навсегда отучил Фреда рисковать и в итоге он начал жить простой и комфортной жизнью, не смог реализовать свои мечты и навсегда погряз в рутине.
И смысл сюжета как раз в том самом конфликте: между интересной и насыщенной жизнью и комфортным, но будничным и размеренным существованием. Короче, конфликт молодых бунтарей и простых обывателей средних лет.
Так что конкретно для Фредерика Фитцелла той самой зловещей инвазивной формой жизни, мешающей идти в желаемом направлении, стало детское воспоминание о матери. И незначительном событии, которое навсегда отучило его рисковать.
Что на самом деле показали в финале фильма «Выбор Фредерика Фитцелла» и как понимать концовку? Что произошло на самом деле во «Флэшбэке»?
В конце фильма «Выбор Фредерика Фитцелла» нам показывают, что главный герой решил полностью оставить свою благополучную, но такую иллюзорную жизнь. После конфликта в комнате для совещаний Фред перемещается к себе за стол, но после телепортации убегает со встречи. Он возвращается в то самое заброшенное здание и узнаёт, что Синди Уильямс все эти годы ждала его в том самом месте, где он впервые попробовал настоящий Меркурий.
Проходит какое-то время - мы точно не знаем сколько. Возможно, дни, недели или годы. Фред вместе с Синди живёт в трущобах - они употребляют Меркурий и путешествуют в разные времена и реальности... Но на самом деле, как обыкновенные наркоманы, просто убивают себя и бессмысленно расходуют время. Но они ошибочно воображают себя борцами с системой. И на самом деле не борются с иллюзией, а всё глубже тонут в ней.
В одной из реальностей Фред - известный художник, живущий вместе с Синди в красивом доме. В другой версии своей жизни он путешествует с любимой девушкой по пустыне. Затем он снова проваливается в прошлое - и вспоминает, как в детстве сломал фарфоровую статуэтку, которая очень многое значила для его матери. Затем он отправляется в больницу и его снова накрывает детская травма.
Фред собирается уйти, но его останавливает голос матери - та называет его по имени. Получается, что несмотря на болезнь миссис Фитцелл помнит и узнаёт своего сына. И это шокирует Фреда. И тогда в нарезке кадров он понимает, что на самом деле мать в детстве кричала не на него - она просто испугалась, что с ребёнком может произойти что-то страшное и непоправимое. И тогда Фредерик не только принимает своё прошлое, но и избавляется от груза, давившего на него все прошедшие годы. Теперь главный герой вспоминает лучшие моменты своей жизни.
Кульминация - это момент истины. Фредерик понимает, что пускай Меркурий и даёт ему доступ в бесконечные варианты прошлого, настоящего и будущего, но знание не делает его счастливым. И Фред решает завязать - можно даже решить, что фильм всё это время был метафоричным и ёмким высказыванием о вреде наркотиков. По большей части так и есть - если отбросить размышления о судьбе и свободе выбора.
Фред решает прекратить любое общение с Синди - главный герой стремительно взрослеет, принимает на себя ответственность за свои поступки и выбирает спокойную и комфортную предсказуемую жизнь вместо бунта и анархии. Он навсегда закрывает для себя дверь в альтернативные жизни и перестаёт принимать Мерк. Он приводит в порядок свою текущую реальность: снова возвращается на работу и к невесте.
Кроме того, он находит способ полностью разорвать разрушительные и гнетущие отношения с Синди - Фред просто переписывает своё прошлое. Снова повторяется сцена, но она меняется: если в первой версии Фред и Синди просто обменивались взглядами в школе, то во второй они вместе убегали с занятий. В третьей итерации событий Фред остаётся на месте, они обмениваются с Синди улыбками, затем девушка навсегда уходит. В том числе из его жизни.
До конца не понятно, что происходит с Фредериком - меняет ли он своё прошлое на самом деле или просто стирает или видоизменяет воспоминания о минувших событиях. Но суть в том, что он постоянно делает выбор, а не убегает от обстоятельств.
Финальная сцена концовки вовсе ставит жирную точку в истории. Мать Фредерика тихо умирает во сне, пока он навещает её. А сам Фред вспоминает о том, как в детстве пытался уползти из безопасной детской комнаты и выжидал момент, когда миссис Фитцелл утратит бдительность. В самом конце главный герой корректирует и это событие или воспоминание - он не уходит во тьму на поиски приключений, а возвращается обратно к матери. Таким образом он стирает из реальности прошлый травмирующий опыт и выбирает спокойную жизнь с женой Карен. И становится отцом.
Получается, что весь фильм «Выбор Фредерика Фитцелла» (или «Флэшбэк») был одной большой метафорой взросления. И историей о важности выбора. А также о том, что утраченные и оставшиеся в прошлом возможности не обязательно могли быть лучше того варианта, что существует здесь и сейчас.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена