В ограниченном российском прокате совершенно незаметно вышел фантастический триллер «Выбор Фредерика Фитцелла» (The Education of Fredrick Fitzell), который старательно маскируется то под психологический, то вообще под драму о взрослении. Но самое интересное в случае с фильмом, за пару месяцев до премьеры переименованным во «Флэшбэк» (Flashback), то, что при наличии свободного времени и желания его сюжет можно трактовать как угодно и наделять любыми смыслами.
Важное предупреждение перед основной частью обзора. Внимание! Редакция FatCatSlim и все его нынешние и будущие авторы категорически против употребления наркотиков! Текст ниже не является пропагандой распространения и употребления запрещённых веществ, а также асоциального образа жизни, и опубликован исключительно с целью анализа развлекательного художественного произведения для взрослой аудитории. Кроме того, создатели фильма и редакция FatCatSlim решительно осуждают употребление запрещённых веществ и явно показывают наркотики как абсолютное зло!
Интересный момент. «Выбор Фредерика Фитцелла» снял режиссёр и сценарист Кристофер МакБрайд, который на протяжении многих лет сочинял сюжет своего нового триллера. Дебютировал в режиссуре МакБрайд аж в 2012 году посредством довольно малозаметного мокьюментари-хоррора «Заговор» (The Conspiracy). А затем пропал почти на десять лет. Вероятно, история «Флэшбека» настолько не давала автору покоя, что ради неё он вернулся в режиссуру. И снял один из лучших современных триллеров о вреде наркотиков и прочих запрещённых веществ.
Начинается «Выбор Фредерика Фитцелла» довольно просто и буднично - настолько, что ожидающие шокирующих правды и истины люди могут мгновенно разочароваться и бросить фильм задолго до того, как он раскроет свою истинную натуру. Простой парень Фред бодро шагает к успеху: после того, как он закончил колледж, всё у него в жизни идёт в гору - он устроился на престижную работу, переехал в новую огромную современную квартиру. Красавица и умница жена всецело поддерживает. Вот только мама тяжело болеет - и врачи не спешат делать прогнозы. Но, кажется, что и с этим Фред сможет справиться. Однако события далёкого прошлого не дают молодому человеку покоя. Что на самом деле произошло незадолго до выпускных экзаменов? Куда пропала загадочная девушка Синди, которую он практически и не помнит? И причём тут странный препарат Меркурий, о существовании которого все причастные постарались давным давно забыть?
А теперь ещё одно важное отступление. Я всегда стараюсь не спойлерить сюжет. Но «Флэшбэк» - случай особый: любая малопонятная информация в его случае может оказаться ключевой, раскрывающей основную сюжетную интригу. Поэтому я больше не буду касаться истории. В конце концов чем меньше вы знаете о фильме, тем больше получите удовольствия во время просмотра. Ну, или обматерите меня последними словами за то, что умудрился впарить абсолютную пустышку. В мультивселенной, состоящей из параллельных реальностей, одновременно существуют оба варианта...
Знаете, какие ассоциации у меня появились во время просмотра «Выбора Фредерика Фитцелла»? Что это гораздо более структурированная история в духе «В финале Джон умрёт» (John Dies at the End) - одновременно книги Дэвида Вонга и фильма Дона Коскарелли, - из которой выкинули нарочитый трэш, а путанное и сбивчивое повествование заменили внятным и прямолинейным. А сразу после меня посетило откровение: Кристофер МакБрайд во время написания сценария и съёмок фильма вдохновлялся «Донни Дарко» (Donnie Darko) Ричарда Келли. На протяжении всех полутора часов зритель не раз и не два усомнится в том, что случилось на самом деле: происходила ли вся фантасмагория в реальности или только у главного героя в голове.
На самом деле обе версии имеют право на жизнь в случае с фильмом «Выбор Фредерика Фитцелла». Кроме того, трактовать показанное можно действительно любым образом. Кто-то решит, что посмотрел камерный фантастический фильм о силе выбора - и последствиях, которые могут вызвать даже незначительные на первый взгляд поступки. Другой человек может быть твёрдо уверен в том, что смотрел мрачную и грязную драму про кошмарную жизнь наркоманов, убивающих себя против воли и придумывающих воздушные замки ради того, чтобы хоть ненадолго спрятаться от беспросветной реальности. И это тоже имеет право на жизнь. А может, всё это - история о неизбежном взрослении, отказе от нонконформизма и принятии спокойной, размеренной и комфортной жизни? Но кто-то наверняка будет копать ещё глубже - и на основе полунамёков и 25-х кадров выстроит собственный метасюжет, ведущий куда-то в бесконечность.
Но и это совершенно нормально. Потому что, несмотря на всю камерность, «Флэшбэк» поражает масштабом идеи и разговаривает со зрителями сразу на все темы. Или не говорит вообще ни о чём. Что называется, «Красота в глазах смотрящего». Ну а если предельно упрощая - у кого что болит, тот то в фильме и увидит. И не удивляйтесь, если «Выбор Фредерика Фитцелла» покажется вам одновременно чрезвычайно мрачным и депрессивным кино, и невероятно позитивным и светлым. Как и главный герой, картина существует сразу в нескольких состояниях.
Отдельно стоит похвалить и жанровых звёзд - Дилана О’Брайена и Майку Монро. В случае с «Флэшбэком» актёрам довольно легко было утратить связь с реальностью и начать переигрывать. Но нет, обошлось: исполнители обеих главных ролей просто идеально вписались в картину и отыграли на все сто. Да чего там, Кристоферу МакБрайду повезло и с оператором Бренданом Стиси, сумевшим подарить ленте поистине психоделическую картинку, и с композитором Энтони Скоттом Бёрнсом, написавшим замечательную и запоминающуюся музыку, и с монтажёром Мэттом Лионом, собравшим из разрозненных частей парадоксальную историю. Перед нами тот редкий случай, когда все звёзды сошлись и мы в результате получили настоящее культовое кино.
Пускай «Выбор Фредерика Фитцелла» никогда не станет хитом проката, большая удача, что фантастический фильм Кристофера МакБрайда вообще вышел и не превратился в полумифический «лучший нереализованный сценарий». Наверное, глупо рекомендовать многомерный жанровый гибрид к просмотру всем без исключения. Но обязательно дайте ему шанс. И тогда, возможно, у вас появится ещё одно любимое кино на все случаи жизни.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена