Netflix отметился очередной эксклюзивной премьерой - фантастическим триллером «Неспящие» (Awake), который задолго до премьеры успели назвать концептуальным кино. Вот только ничего кроме любопытной концепции в фильме режиссёра и сценариста Марка Расо нет. Да и то большой вопрос, стоит ли тратить на просмотр время - идея в основе не то чтобы захватывающая.
В результате неизвестного события на Земле выходит из строя абсолютно вся электроника. А следом выясняется, что человечество больше не может спать. Разумеется, цивилизация рушится за считанные дни: людям всё равно, что будет дальше, потому что все они гарантированно погибнут. И пока учёные спешно ищут лекарство от смертоносной бессонницы, мать спасает дочь. А всё потому, что девочка засыпает и просыпается как ни в чём не бывало. Но жизнь ребёнка в опасности, потому что человечество планомерно сходит с ума и видит в девочке спасение...
Как и всякое фантастическое кино, выстроенное вокруг одной крутой идеи, «Неспящие» очень легко рассыпается на части под градом любых неудобных вопросов, которые начнёт задавать неблагодарный зритель. А зритель их обязательно начнёт задавать, потому что у Марка Расо категорически не выходит сделать фильм достоверным.
Достоверным в художественном плане, конечно. За полтора часа хронометража автор даже не пытается ни раскрыть характеры главных героев, ни рассказать об их прошлом. Всё, что мы узнаём о главных действующих лицах - это всего несколько подробностей, скупых деталей. Первопричину происходящего тоже никто не пытается объяснить: дальше догадок на тему загадочной вспышки на Солнце, уничтожившей всю электронику и заодно биологические часы людей, дело не идёт. И если вторую тему наверняка не раскрыли из-за скромного производственного бюджета, то что помешало лучше проработать первую, основу основ - загадка.
Как язвительно пошутил один западный кинокритик, «Неспящие» - это тот самый фильм, который нужен только для того, чтобы воткнуть его в «умные рекомендации» Netflix. Ну, в духе «Посмотрите, если вам понравился «Птичий короб»». А ни на что другое творение режиссёра и сценариста Марка Расо вроде бы и не годится.
Но если принять шутку за честный тезис, то это приводит нас к очевидной проблеме. Посредственный фантастический хоррор «Птичий короб» (Bird Box) называли блеклой копией отличного фантастического хоррора «Тихое место» (A Quiet Place). Хотя, справедливости ради, Сюзанна Бир снимала экранизацию романа Джоша Малермана, опубликованного за четыре года до хита Джона Красински. Но если «Неспящие» тоже называют блеклой копией, то, получается, Марк Расо снял совсем уж слабый фильм.
И это действительно так. Больше всего «Неспящие» напоминает то кино, которое обычно относят к «категории Б», получившему широкое распространение благодаря появлению домашнего видео. Если бы фильм Марка Расо вышел бы в 80-х или 90-х, то он отправился бы прямиком на видеокассеты. И знали бы о нём только клиенты видеопрокатов, регулярно проверяющие полки в поисках еженедельных новинок.
«Неспящие» - это абсолютно проходное и малозаметное кино: не настолько плохое, чтобы его неистово ругать, но и не настолько хорошее, чтобы его хотя бы сдержанно хвалить. Обыкновенный фантастический фильм, пускай и профессионально снятый, который нужен Netflix только для того, чтобы и дальше до бесконечности расширять библиотеку эксклюзивов. Стоит ли тратить на него полтора часа? Зависит исключительно от вашей способности смотреть и воспринимать одноразовое и ни к чему не обязывающее.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена