Исторический фильм ужасов «Цензор» (Censor) старательно интриговал уже на стадии анонса. Прано Бэйли-Бонд сняла хоррор о том, как правительство Великобритании в 80-х годах фактически объявило страшный жанр вне закона, свалило на него вину за всё происходящее в стране и открыло настоящий сезон охоты на создателей. Но насколько умело постановщица и сценаристка распорядилась необычной концепцией?
Главная героиня Инед - сотрудница цензурного комитета Великобритании. Днём и ночью она старательно редактирует любительские и полулюбительские фильмы ужасов, вырезая из них шокирующий и противозаконный контент. С расцветом рынка домашнего видео страну накрыла настоящая волна разнообразного хардкора и правительство решило дать бой. СМИ наперебой рассказывают читателям и зрителям об ужасных преступлениях, совершённых под влиянием полуподпольного кино, а цензоры зачастую становятся жертвами нападок недоброжелателей, обвиняющих их в излишней мягкости.
И так бы и продолжалось путешествие Инед в чудесном мире кино категории B и даже C, если бы она в один отнюдь не прекрасный день не увидела в фильме ужасов известного в узких кругах режиссёра Фредерика Норта актрису, подозрительно напоминающую её сестру. Сестру, бесследно исчезнувшую много лет назад при загадочных событиях...
По сюжетному синопсису можно решить, что режиссёр и сценарист Прано Бэйли-Бонд сняла необычный хоррор о том, как «чудесный» мир кино настойчиво вторгается в реальную жизнь и разрушает до основания психику главной героини. Но нет, тема влияния жестоких хорроров на психику неуравновешенных англичан хоть и затрагивается, но вскользь. Пускай средства массовой информации и правительство действительно винят во всём подпольные фильмы ужасов, эта тема почти никак не раскрыта в ленте.
Зато на что Прано Бэйли-Бонд сделала основной упор в «Цензоре», так это на бытописание скучной жизни Инед. Если отбросить в сторону детективный сюжет о поисках пропавшей много лет назад сестры - с попытками внедрения в мир подпольного незаконного кино и знакомством с индустрией производства изнутри, - то всё, что останется в сухом остатке - драма. Социальная драма о непростой жизни женщины в патриархальном мире Великобритании 80-х годов прошлого века.
Можно было бы сказать, что «Цензор» - это типичный современный социальный хоррор, который использует любопытную эпоху и необычные декорации лишь в качестве фона для донесения мыслей автора кино. Но на самом деле Прано Бэйли-Бонд катастрофически не дожала основную идею. И несмотря на то, что считывается она довольно просто (Инед в какой-то момент ломается и тонет в своих неразрешённых личностных конфликтах, порождённых детской травмой в прошлом), картина воспринимается какой-то поверхностной. Стоит убрать из неё причудливый контекст - и не останется вообще ничего интересного.
Заваливает Прано Бэйли-Бонд и основную программу. Несмотря на жанр, «Цензор» совершенно не пугает. И дело даже не в том, что перед нами классический слоубёрнер, который очень медленно запрягает, но быстро едет. Нет, просто постановщица не понимает, как работают жанровые условности. Она вроде бы щедро льёт кровь в кадре, а в конце даёт волю фантазии. Но всё это совершенно не пугает. И самое ужасное - нисколько не трогает. От начала и до конца «Цензор» остаётся пускай и профессионально снятым, но всего лишь упражнением на тему, а не полноценным художественным произведением.
Чего у создательницы «Цензора» не отнять, так это умения заинтриговать. А также таланта с помощью минимальных изобразительных средств воссоздать эпоху прошлого. Другое дело, что всё это нужно лишь для того, чтобы под видом хоррора выкатить на суд зрителей довольно простую и банальную драму без начала и конца. Насколько профессионально снятую, настолько же и пресную.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена