На Netflix наконец-то вышел фантастический триллер «Кислород» (Oxygene / Oxygen), который в трейлерах старательно прикидывался малопонятным психологическим хоррором. И нужно сказать, что новая (многострадальная) работа режиссёра Александра Ажа идеально вписывается в каталог стримингового сервиса. Проблемный многолетний проект интригует и нагнетает атмосферу только для того, чтобы в финале обернуться если и не полным провалом, то откровенно проходным фильмом.
Для начала стоит немного рассказать об истории создания «Кислорода», который изначально назывался просто и лаконично - O2. Сюжет Кристи ЛеБлан, несколько лет занимавший верхние строчки Чёрного списка лучших сценариев, приобрели для экранизации ещё в далёком 2016 году. Тогда кинематографисты планировали снимать англоязычный триллер с Энн Хэтэуэй в главной роли. Затем проект перехватили французы: режиссёром назначили Франка Халфуна, некогда снявшего добротный хоррор «Парковка» (P2 - что интересно, по идее и под руководством Ажа), а играть в нём собиралась Нуми Рапас. Затем всё снова переигралось - и фильм в результате снял Александр Ажа, ранее претендовавший только на должность продюсера, а главную роль исполнила Мелани Лоран. Кроме того, снимали фильм преимущественно в пандемийном 2020 году, поэтому тема с вирусом, способным истребить человечество, нашла своё отражение в истории.
Сюжетная завязка у «Кислорода» довольно типичная для камерных триллеров последних лет. Неизвестная молодая женщина приходит в себя внутри высокотехнологичной криокамеры. Она ничего не помнит ни о своём прошлом, ни о том, как оказалась внутри устройства. Но главной героине срочно нужно что-нибудь придумать, потому что уровень кислорода в камере упал до критического уровня и совсем скоро она задохнётся...
Думаю, вы догадались, что будет дальше. Сначала главная героиня немножко попаникует, затем переживёт несколько флэшбеков, начнёт активно общаться с бортовым искусственным интеллектом, чтобы выяснить больше полезной информации. А затем - и вполне ожидаемо - женщина попытается связаться с внешним миром. И после всех разговоров придёт к нескольким неожиданным выводам...
Но проблема в том, что как ни старались сценарист Кристи ЛеБлан и режиссёр Александр Ажа, но «Кислород» получился до неприличия предсказуемым триллером. Если вы следите за тем, что происходит в жанрах фантастики и ужасов, то без труда не только предугадаете основные сюжетные повороты (к чести создателей - их тут целая охапка), но и поймёте к чему ведут авторы задолго до того, как они начнут выкладывать карты на стол. Даже удивительно, что сценарий так долго не могли перенести на экраны - состоит он из всевозможных жанровых клише и в принципе не предполагает дорогого визуала.
Печально, что и Александр Ажа на протяжении всего фильма держит себя в ежовых рукавицах. Дикий француз, получивший известность благодаря жестоким и кровавым фильмам ужасов - «У холмов есть глаза» (The Hills Have Eyes), «Зеркала» (Mirrors), «Пираньи 3D» (Piranha 3D) и «Капкан» (Crawl) - прячет от зрителей все потенциально кошмарные сцены. Нет, временами он балуется тем, что аккуратно добавляет элементы хоррора в повествование. Но в целом «Кислород» на всём протяжении остаётся довольно стерильным фантастическим триллером, старательно напирающим на личную драму главной героини.
Во многом «Кислород» напоминает недавнюю фантастику «Дальний космос» (на самом деле «Безбилетник» или Stowaway), спешно купленную Netflix ради расширения тематического каталога. В том фильме режиссёр и сценарист Джо Пенна постоянно приносил сюжетную логику в жертву драматической линии. И в результате на экране происходила абсолютная, пускай и слезливая дичь, в которую невозможно было поверить. Неубедительную до неприличия. «Кислород» поступает ровно так же, регулярно отказываясь от минимальной сюжетной логики в пользу драмы.
Доходит даже до того, что главная героиня в конце выживает благодаря удачно подвернувшемуся роялю в кустах. Авторы фильма так и не придумали, как разрешить сложившуюся ситуацию, поэтому после многочисленных сюжетных поворотов свели происходящее чуть ли не к анекдоту. Обречённая на гибель главная героиня спасается не потому, что придумала какой-то гениальный и труднореализуемый план, а просто благодаря системному багу. Причём обнаруженному совершенно случайно.
Впрочем, от «Кислорода» можно получить щепотку удовольствия, если ни на секунду не задумываться над причинами и последствиями происходящего. В чём Александру Ажа не откажешь, так это в умении нагнетать напряжение с помощью минимальных художественных средств. Другое дело, что «Кислород» для Ажа - это очевидный шаг назад как для режиссёра, способного рвать привычные шаблоны и переизобретать знакомые формулы.
Отправить комментарий
Модерации нет, но весь трэш буду выжигать лазерами из глаз Супермена